Музыкальный абонемент, театральный абонемент… В этих понятиях есть что-то неодолимо притягательное. Держатель абонемента как бы чувствует неслучайность своих отношений с искусством, постоянство этой привязанности, полнее ощущает свою сопричастность к таинству рождения спектакля или концерта.
В моих руках карточка абонемента, выпущенного Комитетом ВЛКСМ и Домом Культуры МВТУ имени Баумана, цель которого познакомить будущих конструкторов, машиностроителей, специалистов по вычислительной технике с рядом самодеятельных и профессиональных театральных студий Москвы. Молодежные студии в последнее время стали заметным явлением культурной жизни столицы. Они появляются на свет в той же неизбежностью, с которой каждый год приходит весеннее обновление природы или пробиваются из глубины земли родники, питающие собой большую воду реки. В смелых дерзаниях этих молодых коллективов, при всей их профессиональной незавершенности, всегда ощутимы острое чувство времени, самостоятельность творческой позиции, бескорыстная увлеченность искусством.
Организаторы культурно-воспитательной работы в МВТУ считают, что она должна быть в техническом вузе поставлена гораздо лучше, чем в гуманитарном. Почему? Техническое образование само по себе не дает молодому человеку той духовной культуры, понятий о красоте, этических принципах, без которых современный человек, даже имея диплом о высшем образовании, не может считаться интеллигентным.
Знакомство с молодежными студиями началось со спектакля по водевилю «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба в самодеятельном театре-студии на Юго-Западе под руководством Валерия Беляковича.
А потом бауманцы пришли в студию уже не только как зрители. Они помогли студийцам в оборудовании небольшого фойе, в монтаже осветительной и радиоаппаратуры. И эта помощь стала для них первым уроком студийной этики: все делать сообща, не гнушаться никакой работы, уметь жертвовать ради общего дела личными интересами.
Что нравится молодежи в театральных студиях? Необычность, сама эмоциональная атмосфера, безыскусственность обстановки, близкий по возрасту и жизненному положению состав исполнителей, а главное, оригинальность и смелость в замыслах и воплощении их на сцене. Ведь юность связана с дерзаниями, иначе какая же это юность?
…Второе знакомство согласно театральному абонементу – с молодежной студией «Человек» при Дому культуры «Красная Звезда», показавшей бауманцам вечер одноактных польских пьес. Семь лет назад встретились ребята из студенческой самодеятельности Института связи с профессиональным режиссером Людмилой Рошкован. За это время Сергей Качанов, например, стал уже заводским инженером-рационализатором, а Роман Козак – выпускником школы-студии МХАТ, но в спектакле по пьесе Ю. Принцева «Девятая симфония» в ролях Николая Островского и его старшего товарища Акима они снова ведут диалог о том, что значит быть настоящим человеком.
Режиссер Рошкован приглашает для занятий со своими воспитанниками педагогов по движению и танцу, по сценической речи, не устает на «разборах» спектаклей и на репетициях возвращаться к азам актерского ремесла. Совсем непросто добиться, чтобы не было «зазора» между режиссерским замыслом и его воплощением непрофессиональными исполнителями. Но студийцы убеждены, что надо ставить себе задачи возможно даже выше собственных сил, тогда будет и духовный рост, и совершенствование мастерства. Им было трудно, но очень интересно работать над спектаклем по В. Маяковскому «О времени и о себе», они пробуют много вариантов в поисках единственного верного решения «Реквиема для губной гармошки» Э. Ветемаа и инсценировки (самостоятельной) «Степного волка» Г. Гессе, для осуществления поэтической композиции по стихам В. Сосноры «Всадники».
Не быть равнодушным! Всегда стараться быть человеком с большой буквы – об этом, по его словам, хотел бы говорить со зрителем в своих ролях Роман Козак, творчески судьба которого будет связана и с профессиональным театром и неразрывно – со студией «Человек».и если молодые исполнители сами заражены духом творческого поиска, то они, наверное, сумеют передать его и аудитории , к которой обращаются, особенно аудитории молодежной и студенческой.
Глубокое душевное созвучие со зрительным залом стало очевидным в третий театральный вечер, когда состоялась встреча студентов МВТУ с народными артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии СССР О. П. Табаковым и обсуждение поставленного им совместно с К. Райкиным спектакля в Студии молодого актера. Выпускники ГИТИСа имени Луначарского разыграли пьесу молодого английского драматурга Б. Кийфа «Прищучил» настолько остро и интересно, что это не могло не вызвать в аудитории взволнованного и откровенного разговора о путях, которые выбирает современная молодежь в мире.
Не случайно в самом МВТУ столько различных художественных коллективов: блистательный хор «Гаудеамус», инструментальный ансамбль «Фитиль», танцевальный «Молодость», Эстрадный театр миниатюр, да и другие коллективы, не раз становившиеся лауреатами различных фестивалей и конкурсов. А летом разъезжаются по стране агитбригады студентов. Их путь лежит в Арктику, в Надым и Норильск, в Смоленскую область и в сельскохозяйственные районы Подмосковья.
Этой зимой на каждом факультете созданы дискотеки. Большой популярностью пользуются абонементы: «Мастера советской сцены» с участием народных артистов СССР Сергея Образцова и Георгия Жженова, «Знаменательные музыкальные даты», где слушатели знакомятся с творчеством русских и советских композиторов. «Крупнейшие мастера западноевропейского изобразительного искусства XVI-XVII веков». «Мастер искусств – московскому студенчеству». Подписан договор о дружбе и многостороннем сотрудничестве, начиная с обоюдным экскурсий и кончая совместным пользованием спортзалом, с молодежью Большого театра. Организуется клуб любителей театрального искусства.
Г. Мустафаев, руководитель театра миниатюр, П. Конышев, бывший культорг института, да и ряд других энтузиастов, участвуя в студенческой самодеятельности, уже как бы приобрели вторую, артистическую профессию и не мыслят без нее своей дальнейшей жизни. Но не в том, конечно, задача, чтобы равняться на исключительные случаи. И не в том, чтобы взрастить этакого потребителя «престижных» ценностей искусства. Сообщить человеку импульс для собственного духовного роста, заразить жаждой совершенствования, сделать его пластичным и красивым, научить эмоциональному общению с партнером, а стало быть, и с людьми, сформировать зрителя грамотного и постоянного, умеющего тонко и чутко воспринимать искусство, - в этом видят свою задачу партийные и общественные организации МВТУ имени Баумана – все те, кто идейно и эстетически призван воспитывать студентов, кто руководит и направляет художественную самодеятельность училища, организует досуг молодежи.
А если вернуться к связям студентов со студийцами, то можно надеяться, что ни те, ни другие не станут искать легких дорог в жизни и в искусстве. «Душа обязана трудиться», - сказал поэт. Стало быть, обязана культивировать в себе благородство чувств и неустанную работу мысли.
А как же иначе?
М. Александрова • Газета МОСКОВСКАЯ ПРАВДА, №74 от 2 апреля 1983 года • 02.04.1983
Душа обязана трудиться
Главная / Пресса / Сезон 1
М. Александрова • Газета МОСКОВСКАЯ ПРАВДА, №74 от 2 апреля 1983 года • 02.04.1983