В Театре на Юго-Западе появился, кстати, один из немногих «канонических» вариантов классики – «Царь Эдип» Софокла, удививший забытым типом «чистого прочтения», не замусоренного и не искаженного посторонними привнесениями. Заинтриговав всех масштабом выбранной трагедии, Валерий Белякович с классической чистотой и четкостью развернул этот сюжет о несчастном правителе Фив, ставшем жертвой родового проклятия и рокового начертания судьбы. А тема рока здесь интерпретируется как универсальная схема, на которой зиждутся мир и жизнь человека.
И мы вновь проходим все ступени загадочной и вечной эдиповой судьбы. Неся в себе грехи предков, он осуществляет предсказание рока: сам не ведая того, убивает своего отца Лая, женится на своей матери Иокасте, а потом, будучи уже правителем Фив, становится на путь поиска убийцы Лая, поскольку ему предречено, что лишь наказание этого убийцы избавит город от бедствий. Пред нами разворачивается исступленное следствие, проведенное в стилистике местной сцены, когда путь человека превращается в неистовую горячечную гонку событий, предпосылок и следствий со всё возрастающим напряжением его мыслей и чувств и всё более драматичными пейзажами, открывающимися его взору. Все участники действия – Иокаста, Креонт, Тиресий, вестники Коринфа – охвачены этим расследованием, являя собой общий сгусток энергии, называемый в античности «хором» и по сути выполняя его функции.
Вступив на путь расследования собственной жизни, Эдип (Евгений Бакалов) разматывает клубок истины со страстью неистового поборника чести. И движется к своему трагическому прозренью с исступлением безумца, коего уже ничто не остановит. Когда в финале он выходит к нам уже ослепленный, уже познавший истину и заплативший по всем счетам, мы верим его безумным действиям. Ведь идеи его так очевидны: человек всегда должен оставаться человеком, даже если ему выпали тяжкие испытания. Сумей пройти через них по-человечески. Сумей понять, что «во всем есть рока глас и промысел богов». Тогда, возможно, ты окажешься в гармонии с мирозданием.