Они подкрадываются как-то неожиданно, эти юбилейные даты, и, оглянувшись внезапно назад, не сразу осознаешь, сколько же минуло лет, событий...
…Жарким майским днем я тихо вошла в прохладу фойе Театра на Юго-Западе — Валерий Белякович разрешил мне присутствовать на репетиции спектакля «Мастер и Маргарита», и было это одновременно желанно и страшно, потому что слишком дорог великий роман Михаила Булгакова, слишком давно сложились стереотипы его восприятия, «сбить» которые очень легко, вызвав мгновенное неприятие. Я осторожно приоткрыла дверь зала, проскользнула на последний ряд. Репетиция уже началась, Белякович и артисты деликатно сделали вид, что посторонних в зале нет и — случилось чудо. Иначе я не могу назвать то, что происходило передо мной.
В репетиционных костюмах, почти без декораций, на маленькой сцене разговаривали два человека — Мастер (Павел Куликов) и Маргарита (Ирина Подкопаева), и в том нерве, в том внутреннем напряжении, в котором велся их диалог, словно слова рождались здесь и сейчас, звучала интонация романа, воскресал его дух. А потом, уже после небольшого перерыва, на сцену вышел Понтий Пилат — не артист Валерий Афанасьев, а именно прокуратор Иудеи, вершащий свой суд над Иешуа Га-Ноцри (Александр Задохин). Суд, который будет преследовать его не только всю жизнь, но и после смерти...
Я вышла из театра оглохшая и ослепшая — передо мной проплывали сцены романа, его глубочайшая философия и пронзительная лиричность; его великая боль и великое счастье. Шла к метро, качаясь, точно пьяная, и думала только об одном — скорей бы премьера!..
Неужели с этого дня прошло два десятилетия? Невозможно поверить, потому что он до сих пор жив во мне, тот первый спектакль, после которого зрители были не в силах разойтись, а бестолково толпились у входа, молча и взволнованно, словно ждали, что сейчас им сыграют «Мастера и Маргариту» еще раз. Потому что невозможно было разойтись по своим углам даже незнакомым людям — случилось то, о чем писал Томас Манн: театр превратил толпу в нацию...
Благодаря чему это произошло? — не в последнюю очередь, потому, что Валерий Белякович вместе со своим завлитом Натальей Кайдаловой прочитал роман пристально и пристрастно: для режиссера было важно не просто пересказать языком театра известный сюжет, но вывести его к вневременности, к вечным нравственным ценностям и необходимости глубокого осмысления. Каждая, даже самая небольшая роль были выверены Беляковичем и исполнителями именно с точки зрения Времени и Вечности — будь они, эти персонажи, философски наполненными или гротесково обрисованными.
Невозможно забыть сильно, ярко сыгранных ролей — точнее будет сказать — прожитых всем существом теми, кого сегодня уже нет: Виктором Авиловым, Сергеем Беляковичем, Владимиром Коппаловым, Михаилом Докиным... Как невозможно забыть и здравствующих ныне участников той премьеры. Они все — уникальны и остались в душе навсегда.
Двадцать лет назад... Куда же несется оно так стремительно, это безжалостное, безучастное время?..
Мне трудно точно подсчитать, сколько раз я видела этот спектакль за прошедшие два десятилетия. Видела и постановки «Мастера и Маргариты» Валерием Беляковичем в других театрах — более или менее удачные, все они были разными, но ни один из спектаклей не сравним с тем острым, волнующим, ничуть не стершимся в памяти за двадцать лет премьерным. И вовсе не потому, что этот спектакль стал для меня первым театральным прочтением булгаковского романа — я видела и до него несколько спектаклей, но ни один из них не совпадал настолько точно и глубоко с духом, наполнявшим «Мастера и Маргариту». Для меня — я не беру на себя смелость говорить за всех.
И каждый раз он открывал для меня новые глубины, не сформулированные до конца истины. И каждый раз новым и мощным светом наполнялся этот «отпускающий» и зрителей вместе с персонажами финал...
Пусть он живет еще очень долго, этот удивительный спектакль, привлекая новые поколения зрителей и — наполняя их светом великого романа...
P.S. Этим летом Сергею Беляковичу и Виктору Авилову исполнилось бы 60 лет.
Оригинал статьи тут