Александра Иванова • журнал "Экран и сцена", №27, июль 2003 года • 07.2003

Двое на одной сцене

Главная / Пресса / Сезон 26

Свой пятидесятый день рождения актер Театра на Юго-Западе Сергей Белякович отметил 7 июля. 8 августа пятьдесят исполниться еще одному «югозападнику» - Виктору Авилову. Оба в этом театре со дня его основания – 25 с лишним. Оба сыграли на его сцене множество ролей:  в репертуаре театра более пятидесяти спектаклей, и в некоторых из них они выступали в нескольких ролях. В актерском списке Виктора Авилова еще и десятки кино- и телефильмов, самые известные из них «Узник замка Иф», «Господин оформитель», сериал «Петербургские тайны».

         Сергей Белякович почти не снимался в кино, но не будет преувеличением, если мы скажем, что он тоже представляет лицо театра., который пронес  через годы молодую энергию, сохранил ее и остался для зрителей коллективом, где всегда праздник.
         Оба актера наделены обаянием и темпераментом. Им часто приходится играть в партнерстве, и каждый раз их дуэт поражает удивительным единством, единством при резких внешних контрастах. В комедиях эти контрасты смешат: Авилов худ и строен, Белякович – что называется корпулентный актер. Романтический облик Авилова, певучая пластика, «летучесть» -все в нем создает впечатление «шута небесного», художника по жизни или даже, как писала одна английская газета «сумасшедшей рок-звезды». Белякович, наоборот, - рассудителен, основателен, на лице – маска спокойствия или величия, комическая или серьезная, в зависимости от роли, от замысла режиссера. «Державность» его облика и поведения, кажущаяся малоподвижность – во многом определяют и его репертуар.  И поистине чудесно начинается, когда оба премьера выходят на сцену вместе. Тогда понимаешь, что имеется в виду под «школой». В данном случае это школа режиссера Валерия Беляковича, форма, придуманная им для актеров. В этой форме, достаточно жесткой, тем не менее, всегда есть место свободе и юмору.
         В спектакле по Чехову «Старые грехи», «Игроках» Гоголя, в «Драконе» Евгения Шварца и «Носорогах» Э.Ионеско, в «Штрихах к портрету» В.Шукшина Авилов и С.Белякович  сведены режиссером в один неразрывный дуэт. В иных спектаклях режиссер их «разводит по углам», но и там каждый ведет сольную партию с  оглядом на своего «антипода», как бы издалека возражая ему и схватываясь с ним. Два разных мировоззрения, две разные линии судьбы – вот что такое на сцене дуэт Виктора Авилова и Сергея Беляковича.
         Авилов играет в «Мольере» заглавную роль вот уже двадцать лет, и спектакль не стареет. У него и другие великолепные сольные роли – Актер («На дне»), Воланд («Мастер и Маргарита»), Портной Заморыш, он же Фисба («Сон в летнюю ночь»). Но – «старая любовь не ржавеет», и не забываются ни его хрупкий, стремительный Беранже в «Носорогах», вышедший в бой за человечество и человечность; ни средневековый рыцарь Ланцелот, ни Гамлет, на Шут Фолиаль в драме М. де Гельдероде «Эскориал». Все лучшее, чем наградила Авлова его актерская природа, проявляется в романтической драме и героической комедии. Но и те, кто видел в свое время водевили и гоголевские спек4такли Театра на Юго-Западе помнят, что смешнее авиловского Кочкарева и Собачкина трудно себе вообразить.
         Сергей Белякович (Жан в «Носорогах» и Дракон в одноименной пьесе Евгения Шварца)  дождался своего звездного часа, сыграв бенефисные роли Гриши Гусева в «Самозванце» Л.Корсунского, Муромского в «Свадьбе Кречинского» и в «Деле»  Сухово-Кобылина кузнеца Основы  в «Сне в летнюю ночь», Луки («На дне»).
          А в новом сезоне режиссер Валерий Белякович обещает актерам постановку «В ожидании Годо» С. Беккета, приуроченную как раз к их пятидесятилетним юбилеям. В.Авилов и С.Белякович сыграют две главные роли, и зрители снова будут иметь возможность увидеть их захватывающий дуэт.

Александра Иванова • журнал "Экран и сцена", №27, июль 2003 года • 07.2003