Драматург, публицист и прозаик Фридрих Дюрренматт родился в деревне Конольфинген, недалеко от Берна.

Он мог бы стать художником, но еще в юности выбрал литературную деятельность, однако изобразительное искусство не оставил и часто делал циклы иллюстраций к своим сочинениям. А еще он так и не стал Нобелевским лауреатом, хотя 5 раз номинировался на эту премию – с 1961 по 1965 год.

Самые ранние его рассказы: «Рождество», «Палач» «Сын» и другие, - были опубликованы ещё в годы войны.

Швейцария после прихода нацистов к власти стала перекрестьем эмигрантских дорог. Для многих она оказалась перевалочным пунктом, но кто-то остался в центральных швейцарских городах. На творчество Дюрренматта повлияли такие писатели, как Бертольд Брехт, Георг Кайзер, Торнтон Уайлдер, Франц Кафка.

Дюрренматт стал одним из крупнейших писателей послевоенной Европы. И хотя он наиболее известен как драматург, он является автором многочисленных романов, главным образом детективных, повестей и рассказов. Сам Дюрренматт считал эти рассказы «опытным полем» для своих драм.

Детективные романы Дюрренматт, по большому счету, стал писать потому, что нуждался в деньгах. В отличие от его ранних, причудливых пьес, детективы пользовались неизменным спросом. В конце 40-х он зарабатывает также театральной критикой в еженедельнике «Weltwoche» и скетчами для кабаре, В начале 50-х годов его первые романы — «Судья и его палач» и «Подозрение» — публиковались с продолжением в газете «Der Schweizerische Beobachter».

Первым его драматическим опытом стала радиопьеса «Двойник» (Der Doppelgänger), написанная в 1946 году и по форме перекликающаяся с «Нашим городком» Т. Уайлдера. В 1947 году Дюрренматт написал свою первую пьесу для театра — «Писание гласит…» (Es steht geschrieben…).

Позже появляются пьесы «Ромул Великий» (1949), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962) и другие обошли сцены мира. Сочинения Дюрренматта изданы более чем на 40 языках.

В 1951 году была создана радиопьеса «Процесс из-за тени осла» (опубликована в 1956 году).

Написанная в начале 1949 года «неисторическая историческая комедия» «Ромул Великий» рассказывала историю свержения в 476 году последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа. И хотя в ней действуют в пьесе реальные персонажи, меньше всего автора интересует историчность характеров главных героев и причины падения Римской империи.

Пьеса «Ромул Великий» была поставлена в Городском театре Базеля, однако и после этой премьеры автор не проснулся знаменитым.

Прорыв произошёл в 1952 году, когда комедия «Брак господина Миссисипи», написанная двумя годами раньше, неожиданно вызвала интерес в Германии и была поставлена в мюнхенском «Каммершпиле». Эта пьеса — дань Дюрренматта тем тенденциям в западноевропейской драматургии, из которых позже вырос театр абсурда: её герои начинают действовать и рассуждать лишь после того, как перестреляли друг друга.

В декабре 1953 года в том же «Каммершпиле» была поставлена пьеса «Ангел приходит в Вавилон»; появились заказы от радиостанций: в 1952-1956 годах Дюрренматт написал ряд пьес для западногерманского радио, в том числе «Геркулес и Авгиевы конюшни» (Herkules und der Stall des Augias), «Операция „Вега“» и «Авария».

Но настоящий успех в театре пришёл в 1956 году, когда с в цюрихском «Шаушпильхаузе» поставили трагикомедию «Визит старой дамы» с выдающейся актрисой Терезой Гизе (первой брехтовской мамашей Кураж) в главной роли.

В 1958 году Дюрренматт дебютировал как киносценарист — в фильме Ладислао Вайды «Это случилось средь бела дня». Выросший из киносценария роман «Обещание с подзаголовком «Реквием по детективному роману» был в 1959 году также отмечен премией в Швейцарии.

В 1967 году Дюрренматт побывал в Москве, на съезде советских писателей, и впоследствии вспоминал, как поразила его выхолощенность всего происходившего, то, как мало на этом съезде говорили о литературе и как усердно прославляли правящую верхушку. В 1971 году его впечатления об этом отразились в повести «Падение».

После второго инфаркта, случившегося в 1975 году, он все реже покидает свой дом в Невшателе.

Пьесы Дюрренматта по-прежнему успешно идут на сценах театров, автор продолжал получать премии и награды, в том числе Австрийскую государственную премию в области литературы (1983), медаль Карла Цукмайера земли Рейн ланд-Пфальц (1984), баварскую литературную премию имени Жана-Поля (1985), премию Георга Бюхнера, присуждаемую Немецкой академией языка и поэзии (1986), болгарскую Международную премию за юмор и сатиру в области литературы (1987). В 1985 году газета «Die Welt» назвала Дюрренматта одним из самых успешных писателей планеты и самым репертуарным среди немецкоязычных драматургов.

Он умер в Невшателе 14 декабря 1990 года. В 2000 году здесь был открыт Центр Дюрренматта. Все свои произведения писатель завещал государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив, - в 1991 году Швейцарский литературный архив был создан.

Его 5 раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе: в 1961, 1962, 1963, 1964 и 1965 году.

Вернуться на страницу библиотеки