Л. Волхонский, доктор технических наук, профессор • Журнал ТЕАТР, февраль 1987, №3 • 02.1987

Эффект соучастия. Из беседы со зрителями

Главная / Пресса / Сезон 10

Продолжаем разговор, начатый писателем Л. Жуховицким в номере 1 (1987). Своими мыслями о том, каким быть театру, делятся читатели нашего журнала.

Театральное воспитание я получил в 40-х годах в Ленинградском ТЮЗе, которым тогда руководил легендарный Брянцев. Колоссальное эмоциональное воздействие оказывали эти спектакли на нас, детей, да и на взрослых тоже.  До сих пор многие сцены перед глазами.
Несомненно, театр сильнее, чем кино, тем более телевидения, способен воздействовать на зрителя. Казалось бы, все одинаково: режиссер, актеры, музыка, декорации (в кино даже лучше – натура), но… Удается ли кому-нибудь оказаться по ту сторону экрана? Вряд ли. А в театре иногда удается ощутить не только эффект присутствия, но и даже эффект соучастия. Сегодня, в эпоху перестройки всей нашей жизни, не использовать силу театра преступно. Но театр мал, он (если, конечно, хороший) не может вместить всех желающих. Значит, нужно больше театров (разумеется, хороших). Говорят, где взять?
В Москве уже много лет существуют несколько театров-студий. Театр-студия «На Юго-Западе», наверное, самая популярная. Всегда аншлаг. Мне посчастливилось посмотреть там несколько спектаклей. Театром в традиционном смысле его с трудом можно назвать: фойе нет, буфета нет, вешалки приличной (с которой, как принято считать, театр начинается) тоже нет. А театр – есть. Яркий, динамичный. Даже «большая» пресса признает. Казалось бы, берите готовые, пустите в любой Дом культуры, их в Москве десятки. Никому этого не надо. Точнее, кому-то это не надо.
Но нам-то театр нужен. Живой, творческий, мобильный, яркий, разный.
 

Л. Волхонский, доктор технических наук, профессор • Журнал ТЕАТР, февраль 1987, №3 • 02.1987