Наталья Старосельская • №19-20 (637-638), июнь 2002 года • 06.2002

Экзамен на зрелость

Главная / Пресса / Сезон 25

30 мая в помещении Детского музыкального театра имени Н.И. Сац состоится юбилейный вечер Театра на Юго-Западе. Что мы увидим в этот вечер - неизвестно, но на подмостках будет вся труппа театра. Те, кто вместе с Валерием Беляковичем четверть века назад обустраивал подвал жилого дома, бежали с работы сюда, в неуютные стены, чтобы репетировать, репетировать ночь напролет, а утром снова нестись на службу и не знать никакой иной жизни. Те, кто уже став известными за пределами своего района, успеть вкусить славу на международных фестивалях, продолжали искренне считать, что играют для себя, для собственного наслаждения. Те, кто пришел сюда позже, когда театр был узаконен как муниципальное предприятие и естественно влился в театр-семью, театр-дом. Те, кто заявил о себе на юго-западной сцене еще первыми, самыми первыми ролями.

Отцы, дети, внуки. Три поколения. Четверть века жизни.

Все это звучит, с одной стороны, достаточно пафосно, с другой же - в этих датах, цифрах, названиях запечатлелись вехи и нашей жизни. Ведь это мы взрослели вместе с этим театром, это мы шли сюда, чтобы раствориться в удивительной атмосфере правды, честности, негромкого, непосредственно к тебе обращенного слова. Но и в этой атмосфере яркой, порой грубоватой, но всегда истинной театральности, игры.

Здесь и только здесь можно было увидеть тогда "Носорогов" Э.Ионеско и "Эскорил" М.Гельдероде, "Трилогию" А.В.Сухово-Кобылина и "Дракона" Евг.Шварца, "Мольера" М. Булгакова и "Старый дом" А. Казанцева, "Калигула" А. Камю и "За закрытыми дверями" Ж.Сартра... Здесь непривычно, по-новому смотрелись "Старые грехи" по рассказам А.П.Чехова и "Самозванец" Л. Корсунского, "Ревизор", "Женитьба", "Владимир III степени" Н.В. Гоголя, "Школа любви" Э. Ветемаа, "Гамлет" Шекспира... А потом мы приводили сюда наших подрастающих детей, чтобы именно здесь они впервые узнавали о любви Ромео и Джульетты, вдыхали воздух, пропитавший инсценировку одного из величайших романов ХХ века "Мастер и Маргарита", смеялись над театром мастеровых из "Сна в летнюю ночь", познавали нравы обитателей горьковской ночлежки...

Как в каждом театре, были и есть в Театре на Юго-Западе спектакли разные: какие-то появлялись на афише и потом незаметно уходили из нее, какие-то продолжают жить, наполняясь новым смыслом, словно подзаряжаясь от зрительного зала, какие-то живут так, словно родились лишь вчера - такой мощной, заразительной энергией они пронизаны.

Для каждого в огромном репертуаре театра найдется, наверное, свой спектакль-знак, спектакль-символ. Для меня это на протяжении уже многих-многих лет булгаковский "Мольер". Попадая на него, я каждый раз как будто каким-то непостижимым образом оказываюсь вне времени: соединяется "тогда" и "сейчас", и в этом соединении возникает мощная искра причастности к этим людям, к этому театру. Видимо, уже навсегда.

Я не хотела бы, чтобы мои слова о театре звучали юбилейной заздравной - далеко не все спектакли Валерия Беляковича я люблю одинаково, далеко не каждый из них открывает мне что-то во мне самой и в окружающих меня людях, но в Театре на Юго-Западе нет пустых спектаклей, они непременно наполнены, принимаешь ты или не принимаешь эту наполненность, соответствует или не соответствует она миру в тебе и вокруг тебя. И в этом смысле Валерий Белякович режиссер, наверное, уникальный!.. Кажется, от него исходит волна бешеной энергии, неистовой любви к театру и... столь немного  сегодня романтизма. Он и собирает вокруг себя таких же романтиков, не видящих и не знающих ничего, кроме своего дела. Дела, которому они служат. Кто-то - четверть века. Кто-то - совсем недавно.

 

ВИНОВНИКИ ТОРЖЕСТВА

Но, видимо, в этом и таится главный секрет Театра на Юго-Западе - все они, собравшиеся под этой крышей, служители, жрецы. Уже давно перестав быть студией, они по-прежнему, со студийным пылом и жаром, каждый вечер после спектакля обсуждают, что получилось сегодня, а что не удалось. Они по-прежнему все делают вместе, сообща. Как разросшаяся семья, все еще не утратившая внутренней необходимости собираться по вечерам под абажуром, за широко раздвинутым столом.

Валерий Белякович говорит, что юбилейный вечер считает экзаменом на зрелость. Перед этим экзаменом он вдруг как будто по-новому увидел своих артистов, какие-то новые возможности, новые черты, которым только предстоит раскрыться в полную силу в следующие 25 лет.

Что ж, дай Бог! Дай Бог сил, энергии, вдохновения театру, с которым мы живем одной жизнью.

Наталья Старосельская • №19-20 (637-638), июнь 2002 года • 06.2002