Анна Ковалева • журнал Свои ребята, №15 (73), октябрь 2002 года • 10.2002

Энергия любви на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 26

Трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» - история о великой любви, зародившейся в атмосфере вражды, ненависти, - постепенно приобретала новое звучание в постановках многих режиссеров. Постановка Валерия Беляковича в Театре на Юго-Западе этой знаменитой пьесы Шекспира звучит как надежда и вера в то, что, несмотря на жестокие жизненные обстоятельства, в сердцах людей живет это прекрасное чувство. Любовь – это дар, который важно сохранить и уметь делиться им.
Спектакль начинается с представления всех персонажей пьесы – все они выходят на сцену, располагаясь в арках, железной конструкции. Сочетание красного и черного цветов, оставляющее тревожное ощущение, - основной фон спектакля. Черное и красное – Ромео и Джульетта, трагедия и любовь. И только Меркуцио, Парис и Эскал одеты в белые костюмы. Пляски, смех, шутки, разговоры, звучит итальянская музыка – кипит жизнь солнечной Вероны. Стремительно врываются на сцену приближенные Капулетти, бросая враждебные взгляды на Монтекки. Словесная перебранка постепенно перерастает в кровавое сражение: в темноте  скрещиваются шпаги, летят искры, слышен грохот ударов шпаг о железные столбы арок.
Джульетта (блистательное исполнение Карины Дымонт) словно вихрь пролетает среди городской суматохи, касаясь своими одеждами прохожих, заражая их своей энергией. Веселая, жизнерадостная, озорная, она строит за спиной своей матери гримасы, когда та говорит о совершенно скучном и ненужном сейчас для нее замужестве.
В глубине сцены, за колоннами арок, еле заметны очертания молодого человека, погруженного в свои мысли. Ромео – еще совсем юноша, который с удовольствием дурачится со своим другом Бенволио. А любовь к Джульетте переворачивает в нем все. Смысл жизни он видит только в любви Джульетты. Сначала он, как ребенок, полный счастья и светлых надежд, будут радоваться возлюбленной и чувству, которое у него зародилось. Но вскоре беззаботное счастье омрачится гибелью Тибальта и изгнанием из родного города. Отчаявшись, он, словно обессиленный мальчишка, падает на колени перед святым отцом в надежде, что тот сможет помочь.
Его друг Бенволио, блестяще исполненный А.Горшковым, словно тень, наблюдает за ним. Его образ актер дополнил комизмом и увлекательной мимикой.
Одна из центральных сцен в спектакле – бал в доме Капулетти, где все персонажи, кроме Ромео и Джульетты, в масках, Ромео и Джульетта настолько искренни, честны и чисты друг перед другом, что прятать под майской им нечего. Образ Меркуцио в спектакле занимает особое место. Ему непонятна вражда дух семей, когда, вместо того чтобы радоваться жизни, любить, делать друг другу добро, два рода воюют, учиняя кровавые побоища. Даже Тибальт не знает из-за чего враждуют Капулетти и Монтекки, он знает только, что Монтекки – это враги. Меркуцио – в исполнении О.Леушина – мечтатель, философ. Мир для него несовершенен, поэтому он так иронично обрушивается на судьбу и жизнь в целом. Только во снах можно забываться и предаться своим фантазиям и мечтам. Последней его фразой станет: «Чума на оба ваши дома…» Она прозвучит словно выстрел по двум враждующим сторонам. Тибальт и Меркуцио станут жертвами непонятной вражды (сам Шекспир ведь тоже не упоминает, из-за чего враждуют две семьи). Две смерти, две жертвы – это единственное, что объединяет их, поэтому в финале они будут стоять вместе в одной из арок в белых одеждах.
…Ромео в изгнании. Он пришел проститься с Джульеттой. Режиссер выводит на первый план Ромео и Джульетту, соединенных в продолжительном поцелуе, на заднем плане в полумраке идет кровопролитное сражение. Эта сцена является ключевой в спектакле.
После изгнания Ромео близким другом и помощником Джульетты становится святой отец, который всегда помогал Ромео и был ему хорошей опорой во всем, так, как кормилица для Джульетты.
Отличительная особенность театра Валерия Беляковича – то, что прежде всего это театр для зрителей: почти все монологи актеры произносят у авансцены. Весь энергетический поток актерского мастерства направлен на зрителя. Действие в спектакле движется с необыкновенной живостью. Театр Валерия Беляковича – театр романтической поэзии, он говорит о высоком, о той самой надежде, что где-то за пеленой смутного времени живет великий дар по имени «Любовь».

Анна Ковалева • журнал Свои ребята, №15 (73), октябрь 2002 года • 10.2002