Виктор Авилов, один из основателей Московского театра на Юго-Западе, недавно отметил свое 50-летие. Его самые известные работы в кино - "Господин оформитель", "Узник замка Иф", "Мушкетеры 20 лет спустя", "Зимняя вишня-2", "Зимняя вишня-3" и другие. В театре он играл таких классических персонажей, как Гамлет, Хлестаков, Кочкарев, Ланцелот, Калигула...
"Вы знаете, Виктор Васильевич в театре, но он вряд ли захочет говорить, его так замучили журналисты с этим юбилеем..."
Ну что ж, не будет, так не будет. И в самом деле, бесконечные интервью могут утомить кого угодно. Главное - я увижу "Мольера", одну из лучших работ Авилова. Так я себя утешаю, следуя за Алиной в небольшой кабинет, где находится ее рабочий стол и где можно немного пообщаться перед спектаклем, узнать последние театральные новости и ближайшие планы на будущее. Алина, человек, с помощью которого общественность может связаться с театром, рассказывает, что буквально через несколько дней часть труппы Московского театра на Юго-Западе летит на фестиваль в Южную Корею. Будут играть "Чайку". Чехова на Востоке любят не меньше, чем на Западе. Главреж сейчас в Японии - ставит "Гамлета", а из Японии - прямо на фестиваль в Корею. А Виктор Васильевич сразу же после сегодняшнего спектакля отправляется в Питер - там пройдет "Мастер и Маргарита".
Я порадовалась за корейцев, за японцев и за питерцев. Сильные эмоции и яркие впечатления им обеспечены. Завидую, конечно, черной завистью...
Виктор Авилов появился неожиданно - проходил по коридору и заглянул на минутку в кабинет. А тут мы с Алиной сидим, чай пьем и о театре беседуем. И подарок к юбилею ему (Авилову) подарить хотим, хоть с опозданием, но от души. Тем более, что подарок на Авилова очень похож.
Я, конечно, при виде артиста разволновалась. Не каждый день приходится с графом Монте-Кристо на одном диване сидеть! А В.В., напротив, - очень спокойный, даже усталый слегка с виду, но оч-чень внимательный! И разговаривает так нежно, так мягко, что волноваться я вскоре перестала. И начала вопросы задавать, несмотря на то, что вначале обещала с интервью не приставать.
Рассказала ему про Нижневартовск и про то, что его Ланцелота помнят с 80-х годов, когда Театр на Юго-Западе приезжал в Тюмень на гастроли.
- О! - оживляется Авилов, - Это были гастроли! Мы в пустом зале играли... Зал большой был, и зрители там потерялись. Мы не привыкли к такому, мы привыкли, чтобы у нас было битком! После спектакля нас на озеро повезли. Я помню, как мы карасей в озере руками ловили...
Теперь в этих озерах вряд ли рыбу руками поймаешь. Но все равно приятно, что и у артиста о наших краях какие-то воспоминания сохранились.
Когда-то "Гамлет" с Юго-Запада стал открытием театрального фестиваля в Эдинбурге, в Шотландии. Театр тогда еще носил приставку "студия", а главреж Валерий Белякович совмещал три лица в одном: лицо режиссера, лицо актера и лицо директора театра. С тех пор на многие года роль Гамлета стала для Авилова визитной карточкой, принеся ему невероятный успех.
Но сейчас мы с Виктором Авиловым говорим не о Гамлете, не о Мольере, которого сегодня Авилову играть предстоит, не о Ланцелоте, роль, по которой он, по его собственному признанию, скучает, и не о киношном Монте-Кристо, сделавшем Авилова знаменитым на всю страну. Мы не говорим о прошлом.
Нынешний Авилов пробует себя в новом качестве: ведет курсы актерского мастерства, написал книгу об искусстве актера, осваивает новые сценические площадки. Он - артист не только Театра на Юго-Западе: "Я работаю в четырех театрах". Среди его новых проектов "на стороне" - роли в таких спектаклях, как "Парфюмер" по роману П. Зюскинда, "Dance macabre" по пьесе А. Стриндберга "Пляска смерти". Он активно экспериментирует в постановках театра "Киноспектакль" пытается создать по существу новый вид зрелищного искусства, совмещая технологии кино и театра, сводя действие на экране и на сцене в единое целое. Простой пример: персонаж на экране делает шаг вперед, мгновение - и вот он живой на сцене перед изумленными зрителями. Авилов занят в спектакле "Хобит" по сверхзнаменитой книге Толкина "Хоббит туда и обратно". Когда он рассказывает о возможностях нового жанра, у него загораются глаза, и я понимаю, что он искренне увлечен этим.
- Представляешь, нам (театру "Киноспектакль") дали помещение! И в таком месте: Патриаршие пруды!
Я ахаю, потому что место действительно фантастическое, и кто как не Авилов, столько лет играющий Воланда в "Мастере и Маргарите", способен оценить такой подарок судьбы в полной мере!
- Там, правда, зала еще нет, есть подвал большой. И на первом этаже - кабинеты... Но нам говорят в комитете по культуре: снимайте пока любой зал, мы оплатим!
- Вы знаете, - пытаюсь умничать я. - Мне кажется, это немного напоминает рассказ Саймака, когда люди мысленно разыгрывают пьесу на экране и, в конце концов, персонажи оживают и сходят с экрана на сцену! Довольно страшноватые ассоциации.
- Ну, нет, - не соглашается Виктор Васильевич, - Клиффорд Саймак - это совсем другое.
Он сидит в углу дивана в элегантной черной тройке, держит на коленях куклу по имени Семен - двойника одной из ранних авиловских ролей, прижав его к себе одной рукой, как ребенка: "А вы давно зритель нашего театра?", и услышав ответ, разочарованно: "А-а..."
Разочарование его мне понятно: почти все звездные роли Авилова в Театре на Юго-Западе - в прошлом. В его прежних ролях заняты молодые актеры. Пытаюсь как-то реабилитироваться в глазах мэтра: "Я видела "Случай в зоопарке" и еще - "Гамлета" в записи". Авилов улыбается: "Это поклонники мне к юбилею сделали".
Такое случается в театральной жизни: зрители, сохраняющие верность любимому актеру на протяжении двадцати с лишним лет, по собственной инициативе восстановили старые любительские видеозаписи спектакля "Гамлет", оцифровали и ко дню рождения Виктора Авилова выпустили спектакль на компакт-дисках. Гигантская работа и великолепный подарок!!!
До начала спектакля остается совсем немного времени. "Как не хочется сегодня играть, - вздыхает Виктор Васильевич. - Сейчас штаны надевать... с дырками. Сколько раз просил зашить дырки на коленях - нет, все никак. Придется задом наперед надевать..."
Я поинтересовалась, есть ли у артиста Авилова особые способы настраиваться на спектакль? Допустим, кто-то сознательно провоцирует конфликт, кто-то теплое молоко пьет перед выходом на сцену, кто-то приходит часа за два до начала спектакля, чтобы войти в образ... Артист Авилов, как выяснилось, таких "фенечек" себе не завел, нет необходимости: он способен мгновенно включаться в работу и входить в любое нужное состояние. В этом нетрудно убедиться, посмотрев спектакль "Старые грехи" по рассказам Антоши Чехонте, где Авилову приходится играть сразу несколько разноплановых персонажей. В этом я убедился некоторое время спустя после нашей беседы, когда увидела на сцене его Мольера.
Вершин искусства можно достичь, только вывернув себя наизнанку, обнажив свою душу перед чужими... Актер театра делает это ежедневно, выходя на сцену, заставляя зрителей плакать и смеяться, неметь от потрясения и восклицать от удивления. Какой ценой это дается - нам, зрителям, знать не положено. Дело зрителя - просто любить театр и тех, кто в театре служит.