Анна Банасюкевич • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА, №6, июнь 2007 года • 06.2007

Эти свободные бабочки

Главная / Пресса / Сезон 30

Свобода – идеал, к которому испокон веков стремится человечество. За свободу борются, ради нее умирают. Но что такое свобода? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Как часто путаем мы свободу с безнаказанностью, отделяем свободу от ответственности! И сами же расплачиваемся за свои ошибки.

Герои нового спектакля Валерия Беляковича стремятся к свободе, как мотыльки к огню. И обожженные крылья их не пугают.

Главный герой Дон (Максим Драченин) – симпатичный паренек лет 20, слепой с рождения, живет в одиночестве на чердаке на окраине Нью-Йорка. Всю жизнь он провел в четырех стенах своего дома, под бдительным присмотром матери-наседки: ни друзей, ни любви, ни событий. И вот он вырвался из этой клетки и пытается доказать и себе, и матери, и всем, что способен на самостоятельную жизнь. Его удел – одиночество и рок-музыка.

В эту странную комнату, где есть лишь матрас на полу, колонки на стенах и металлические сетки, заглядывает соседка по лестничной клетке – Джил (Любовь Ярлыкова, Ольга Авилова). Она – полная противоположность Дону. Ей всего 19, но она уже успела побывать замужем, развестись, потусоваться в театральных кругах Лос-Анжелеса. Легкая, веселая, беззаботная – она и правда похожа на бабочку. Зайдя на минутку, она остается жить с Доном. Они оба молоды, оба хотят быть свободными, но свобода их разная. И если для Дона это возможность и способность строить свою жизнь, то для Джил свобода – это порхание с цветка на цветок, жизнь, как одна большая вечеринка. Никаких привязанностей! Зачем? Ведь тогда придется поступиться частичкой своей свободы ради другого человека…

Режиссер сумел сделать своих героев объемными, а их отношения сложными и неоднозначными. Спектакль не дает зрителю успокоиться: только он вроде бы определяется со своим отношением к герою, как режиссер заставляет задавать себе новые вопросы, сомневаться в своем выборе. Эта неоднозначность особенно видна в отношениях матери и сына. Миссис Бейкер (Ольга Иванова), поначалу представлявшаяся эгоистичной властной самодуршей, испортившей судьбу сыну, по ходу спектакля раскрывается как умная самоотверженная женщина, всю свою жизнь посвятившая Дону. Оценив Джил, предчувствуя катастрофу, она пытается отвести беду от него, смягчить его неизбежные страдания. Но когда катастрофа случается, и Дон вновь остается один, обманутый в своих надеждах, раздавленный и побежденный, мать находит в себе силы не погубить его своей жалостью. Он дожжен справиться сам, иначе навсегда останется ущербным, обиженным природой ребенком.

Пьеса Леонарда Герша, по которой поставлен спектакль, имеет успешную театральную судьбу. Это и не удивительно. Талантливая мелодрама, в которой есть все, что близко и понятно любому зрителю: история любви, драматические отношения матери с сыном, страдающие от непонимания герои. Но эти достоинства хранят в себе опасность: мелодраму легко свести до уровня низкопробного сериала или бульварного романа. Разговор на вечные темы всегда может обернуться сентиментальной и пафосной пошлостью. Но Белякович сумел найти верную интонацию – искреннюю, но не надрывную, доверительную, но не фамильярную. В его героях нет однозначности, каждый из них пытается найти язык для общения друг с другом, пытается понять окружающих и себя, найти свой путь к счастью, свою свободу.

Анна Банасюкевич • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА, №6, июнь 2007 года • 06.2007