Режиссер спектакля, сценограф и художник по костюмам в одном лице Максим Лакомкин нашел свой ключ к постановке «Циников» Мариенгофа. Он сочинил спектакль-фантазию, спектакль-сон, в котором герои, время, события помещены в пространство, весьма далекое от жизнеподобного. Но именно по этой причине, словно бы попадая под гигантское увеличительное стекло, они обретают причудливые формы. Формы эти иногда смешны, иногда уродливы, иногда пугающие…
На сцене практически нет никаких бытовых предметов. Сюрреалистическую атмосферу происходящего создают свисающие откуда-то сверху гирлянды из светящихся букв, нанизанных на почти невидимую нить. Иногда гирлянды превращаются в жалюзи, иногда похожи на струйки дождевой воды, стекающей по оконному стеклу. Букв сотни, но они никогда не сложатся в слова, как не сложится и жизнь героев романа Мариенгофа, попавших в революционный молох, в ужасы гражданской войны, в развратный и бесстыдный период НЭПа, в массовый голод, способный отнять у людей человеческий облик. На этом фоне и разворачивается трогательная, трагическая история любви молодого интеллигента приват-доцента Владимира (Андрей Кудзин) к девушке Ольге (Ольга Авилова), которая больше всего переживает из-за того, что в послереволюционный 1918 год никак нельзя достать французской краски для губ и конфет «Пьяная вишня». Они не вовремя встретились и не вовремя полюбили друг друга. Единственный способ выжить в этом хаосе – это беспредельный цинизм, который уродует душу и разрывает сердце. Постепенно, шаг за шагом, от одного дня к другому их совместная жизнь превратилась в пошлый балаган до краев заполненный «грязным бельем». Они так и не нашли своего места в этом страшном новом мире, где правят обнаглевшие спекулянты, такие как Докучаев (Александр Шатохин), и продажные чиновники, такие как Мамашев (Иван Городецкий). Все безрассудные, аморальные, глупые и отчаянные попытки Ольги и Владимира приспособиться потерпели полный крах. Им остается только одно – смириться или расстаться с этой до невозможности опостылевшей жизнью. Каждый из них делает свой выбор…
«Циники» в Театре на Юго-Западе» – это яркий, оригинальный и весьма рискованный сценический эксперимент, который в полной мере можно назвать удачным.
СЦЕНОГРАФИЯ, РЕЖИССУРА, КОСТЮМЫ: М. ЛАКОМКИН.
Оригинал статьи можно прочитать здесь