Такой спектакль в Театре на Юго-Западе напрашивался давно. Ещё со времён "Встречи с песней", когда в уморительно весёлом капустнике стали появляться номера-пантомимы. "Аккордеоны" - премьера, выпущенная следом за "Фотоаппаратами" по пьесе Петра Гладилина - не похожи ни на одну постановку Валерия Беляковича. В репертуаре эта ниша давно ждала своего героя. Может потому, что в действии нет ни одного слова, а вся постановка построена на номерах актёров и объединено незамысловатой линией сюжета. Как всегда у этого режиссёра разудалое веселье невозможно без раздумий, а потому, когда зрительский смех не умолкает первые полчаса, начинаешь думать, где же кроется подвох. А может потому, что актёрский ансамбль как никогда напоминает «корабль дураков», а попросту клоунов с разными характерами и масками. Эдакие «юго-западные» лицедеи. Не Полунина, но Беляковича. И тут уж никто из критической братии не обвинит артистов, что их образы слишком шаблонны, жанр не позволят, «синхробуффонада».
Спектакль не интеллектуальный, а эмоциональный. Поэтому идти на него нужно только с ясной головой и открытым сердцем. И уж точно не хмурить брови, силясь разгадать глубокомысленный режиссёрский посыл. Он здесь прост и близок каждому зрителю. Лицедеи разыграли пантомиму жизни на одном дыхании. Кстати, это одна из отличительных особенностей стиля Беляковича, создавать в маленьком пространстве целый космос, что он и делает на сцене своего театра вот уже 34 года. Девять героев в коротеньких чёрных штанишках, футболках с надписью «How can I miss you if you won’t go away» и разноцветными шарфиками, повязанными на шее, оттачивают своё мастерство на аккардеонах. Шутят, балагурят, веселятся. Как вдруг появляется Она (Карина Дымонт), то ли любовь, то ли муза – в общем, то самое дорогое и ценное, что неожиданно переворачивает жизнь каждого с ног на голову. Заставляет совершать безумные поступки, непоправимые ошибки, некоторых даже губит, но в тоже время без неё никак нельзя. Иначе жизнь будет похожа на сплошную однообразную репетицию, какая была до её появления, хоть и не лишённую юмора и настоящего лицедейства. Сначала она манит, очаровывает героев. Затем появляется в образе страстной красавицы Кармен, где-то даже пугает. Она очень разная, то благостно плывёт по сцене, как солистка ансамбля «Русская берёза», то бушует как неукротимое пламя, а в финале и вовсе перевоплощается в счастливую маму молодого семейства. Этапы влюблённости, которая перерастает в большое чувство, имеют своё логическое завершение, хоть и предсказуемое. Любовь выливается в семейные отношения. Впрочем, сюжетная линий только этой историей не ограничивается, она гораздо шире, будто некий космос человеческих взаимоотношений не только со своим ближним, но и с самим собой.
В спектакле много интересных находок, можно даже сказать, что он буквально соткан из них. Изобретательность актёров-мимов не имеет границ. То они отбивают чечётку, то танцуют лезгинку… И не покидает ощущение, что «Аккордеоны» - это один большой творческий этюд на вечную тему. Что только актёры не делают с баянами и аккордеонами: один герой относится к своему музыкальному инструменту, как Орфей к лире, у другого она выпадает из рук, и он делает всё возможное, чтобы таки укротить неподдающийся аккордеон – ещё посмотрим кто кого, третий танцует с ним, четвёртый (это уже в финале спектакля) отводит своего малыша справить нужду. Устраивают дуэли между собой, дерутся, мирятся, смеются, плачут… Сколько разных действий и чувств вызывает у этих причудливых героев один музыкальный инструмент. И это, не говоря о том, что у каждого актёра есть свой отдельный номер, почти цирковой, хотя действие и играется в ансамбле. Ни один персонаж не похож на другого, каждый – это индивидуальный образ. Целый калейдоскоп масок и ярких характеров смотрел в зрительный зал.
Аккордеоны выполняют самые разные роли – от детей до барабанов и партнёров по танцу. В этом постановку роднит сходство со спектаклем «Контрабас» в главной и единственной роли с Константином Райкиным. Его герой никак не мог смириться с одиночеством и потерянными мечтами, в его жизни остался да и был только один контрабас, который он и ненавидел, и любил. Громоздкий инструмент заполнял всё пространство в его жизни. Он заменял ему в мечтах прекрасную Сару, герой разговаривал с ним, спорил, что-то доказывал.
Одну из важных ролей в постановке играет, конечно, музыка, которая звучит на протяжении всего действия. Музыка не простая – это звуки гармошки или уже знакомого нам аккордеона. Она как главная героиня, без которой невозможно ни одно представление. А если у кого-то свежи воспоминания от недавних гастролей Cirque du Soleil, то прямых ассоциаций не избежать. Вперемешку с классикой современные аранжировки танго, вальс Свиридова и даже А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля».
Возможно, у кого-то возникнет вопрос, почему именно аккордеон? С этим музыкальным инструментом Валерий Белякович, можно сказать, идёт по жизни. Играл на нём ещё в армии, затем в театральной студии Г. И. Юденича… А в одной статье опубликовали даже фотографии режиссёра с аккордеоном и рядом фото Бориса Равенских – учителя и наставника Беляковича, также играющего на аккордеоне или гармони. Сам режиссёр всегда был неравнодушен к этому музыкальному инструменту, что выдавало в нём какую-то «русскость», народность. Представить его без гармошки, скажем с гитарой, невозможно. Именно этот громоздкий, неудобный и во всех отношениях сложный механический организм. Вот и родился гимн аккордеонам.
Зрелище получилось необычным. Два часа пролетают за одну минуту. Энергетика и изобретательность актёров находится на высоте. Впервые формула Беляковича, которую он когда –то создал в стенах тогда ещё театра-студии на Юго-Западе – лицедейство, помноженное на яркую сценическую форму, предстало в своём чистом и первозданном виде, а потому это делает спектакль почти идеальным, избавив от нудных вопросов о трактовке образов, их реалистичности и психологии. Смело можно утверждать, что «Аккордеоны» - это настоящее театральное событие, которое мы так давно ждали.
Ссылка на статью на сайте Гоголь.ру: