Весьма часто случается в жизни, что тот или иной человек представляется окружающим особенно честным и добродетельным как раз в ту пору, когда он затевает какую-нибудь мошенническую проделку.

Эрнст Теодор Амадей Гофман

 

Поклонник Вольфганга Амадея Моцарта, художник, композитор и юрист Эрнст Теодор Амадей Гофман больше известен как писатель-романтик.

Он родился в Кёнигсберге в семье прусского адвоката  Кристофа Людвига Гофмана 24 января 1822 года. Родители его разошлись, когда  мальчику исполнилось три года, и его воспитанием занимались бабушка и брат матери, который увлекался мистикой, фантастикой, музыкой, хотя всю жизнь занимался юриспруденцией. Во многом благодаря его влиянию Гофман выбрал профессию юриста.  С детских лет Гофман проявлял способности к музыке и рисованию.
Окончив в 1800 году  курс юридических наук в Кёнигсбергском университете, он  связал свою жизнь с государственной службой. Он уехал из родного города, работал в разных чинах, в свободное время продолжая заниматься музыкой и рисованием. Его попытки зарабатывать только искусством потерпели неудачу, лишь получив небольшое наследство, он смог улучшить свое материальное положение. Он поступил на должность капельмейстера в Дрездене, но пробыл там недолго. В 1815 он вынужден был вернуться на государственную службу.
И хотя должность давала деньги и возможность писать, такая жизнь не удовлетворяла его. Вечера и часть ночи Гофман проводил в винном погребке, после чего приходил домой и начинал писать. Нервы, расстроенные вином и бессонницей, подталкивали его воображение к созданию ужасных историй, которые приводили в ужас его самого. Но утром он вновь шел на службу.
Своё мировоззрение Гофман проводил в ряде бесподобных фантастических повестей и сказок., где искусно смешивал чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым.
Немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.
Образ жизни, который вел Гофман подорвал его здоровье, но даже на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Он умер в Берлине, в возрасте 46 лет.

«Существенный характер поэзии Гофмана… состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причем фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом. …В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они или, лучше сказать, поэт — через них — чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области»


Владимир Соловьев

 
"Песочный человек"
Вернуться на страницу библиотеки