Рита Долматова • Интернет-версия газеты "На Западе Москвы" • 10.03.2022

Гоголь в стиле рэп: в Театре на Юго-Западе представили новую версию «Женитьбы»

Главная / Пресса / Сезон 45

45 сезон в Театре на Юго-Западе решили отметить возвращением легендарного спектакля , с которого все начиналось… В 1975 году на сцене Мещерского клуба Валерий Белякович поставил «Женитьбу Коли Гоголя», громко заявив о рождении нового театра.

А в 1979 году состоялся первый прогон полюбившейся зрителям постановки уже по новому месту прописки « Юго-Запада», на проспекте Вернадского, 125. Спектакль имел несколько редакций и оставался в репертуаре театра почти 40 лет.

АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

- Захотелось обновить культовый спектакль, сделать его современным, понятным сегодняшнему зрителю», - говорит режиссер – постановщик «Женитьбы», худрук Театра на Юго-Западе Олег Леушин. – Начиная работу, планировал сохранить без изменений сценографию мастера, ввести только новых, молодых актеров с их кипучей энергией, азартом и куражом, придать действию больше динамики, сделать шутки острее. Но, как известно, аппетит приходит во время еды, подбирая музыкальный материал и обсуждая его с актерами, понял, что музыка нового века задает и новый ритм, а ритм - поэтику. Оказалось, что рэп не мешает тексту Гоголя, напротив усиливает комический эффект, которого добивался классик». По словам звукорежиссера Михаила Короткова, была задумка сделать рэп – мюзикл, но ограничились исполнением песни «Когда б имел златые горы» в виде ритмического речитатива, с элементами танца и баттла ( речевого поединка рэперов).

МУЖЧИНЫ – О «ТАЙНОМ, ЖЕНСКОМ»

- И никаких декораций, за которыми можно спрятаться, наш принцип - актер крупным планом с его мыслями, эмоциями, движениями тела и души», - продолжает рассказ Олег Леушин. - Все женские роли, как и в спектакле Валерия Беляковича, отданы актерам – мужчинам. Они способны рассказать о «тайном, женском» больше, глубже и ярче, чем актрисы. Актрисы пытаются быть лучше, бояться показаться некрасивыми, мужчины смелее, откровеннее, жестче, правдивее, наконец, мужчина в дамском платье – это всегда смешно. А мы хотели сделать спектакль смешным, порассуждать о проблеме выбора с юмором, не утомляя зрителя, а предлагая ему самому найти ответ на вопрос: почему во все времена так трудно любить».

Режиссер считает, что «любовь – всегда испытание на прочность», но сегодня все меньше людей к такой проверке готовы.

НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА

В спектакле Олега Леушина на сцене появляется новый персонаж - символ. Идеальную женщину, мечту каждого из героев, играет Люся Лазарева, хрупкая красавица с певучим голосом. Она манит и зовет в супружескую идиллию , которая существует только в воображении. В реальности пылких женихов ждет дородная и простоватая Агафья Тихоновна в исполнении Максима Гигенина, правда тоже неисправимая фантазерка. Ведь ей так хочется создать свой эталон мужественности: «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича». Без образца так трудно сделать выбор, и Агафья Тихоновна вдохновенно творит кумира.

«Моя героиня – девушка современная, смелая и откровенная в приемах обольщения , свое желание выйти замуж не скрывает, но сомневается. А в душе мечтает любить и быть любимой», - поделился с нами исполнитель роли Агафьи Тихоновны Максим Гигенин. Он признался, что работая над образом, внимательно присматривался к поведению окружающих дам, изучая искусство флирта с новой для себя точки зрения.

УСПЕШНЫЙ ДЕБЮТ

Андрей Кудзин, играющий сваху, решил сделал свою героиню «немножечко стервой», а в сущности «женщиной несчастной». «Я шел от костюма: шляпка с траурной вуалью намекает на недавнюю потерю возможно, мужа, а выбор профессии - просто бегство от одиночества», - говорит актер. «Женитьба» стала для Андрея Кудзина дебютом в амплуа хореографа, он поставил все танцевальные композиции в спектакле. «Задача состояла в том, чтобы все номера были предельно простыми по исполнению и максимально зрелищными», - поясняет хореограф-дебютант. С задачей Андрей Кудзин справился блестяще, хореографические номера вызывают шквал аплодисментов в зале. Андрей окончил хореографическое училище, танцевал в театре классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, а после завершения обучения на актерском факультете ГИТИСа пришел в Театр на Юго-Западе.

ГРАДУС НАКАЛА

Интересно решены в спектакле не только женские образы. Максим Метельников играет Илью Фомича Кочкарева, который решает во что бы то ни стало женить своего друга. То ли лавры свахи не дают ему покоя, то ли он от природы своей жаждет бурной деятельности и готов тратить время и силы на пустые хлопоты, решать зрителям. «Я посмотрел два варианта спектакля Валерия Беляковича в записи, и понял какой градус темперамента требуется от меня», - говорит актер. - Мой Кочкарев – трикстер, чёртик из табакерки , опасный шутник , он маниакален, одержим, в чем-то близок фаустовскому Мефистофелю, но в итоге терпит фиаско». Подколесин успеет выпрыгнуть в окно . А мы будем гадать, как и первые зрители пьесы Гоголя, почему он это сделал.

ЛИЧНЫЙ РЕКОРД

Олег Леушин признается, что новая версия «Женитьбы» стала его личным рекордом – за 14 дней он спектаклей еще не делал, причем работать пришлось с нуля, а занятые в постановке актеры, как и он сам, продолжали играть основной репертуар.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Рита Долматова • Интернет-версия газеты "На Западе Москвы" • 10.03.2022