Полтора столетия назад, в январе 1953 года, в Москве прошла премьера "Не в свои сани не садись" - первая из поставленных на сцене пьес Александра Николаевича Островского. 150-летие со дня рождения Театра Островского МХАТ им. М. Горького отметил премьерой комедии "Горячее сердце" в постановке народного артиста России Валерия Беляковича.
В истории художественного театра послереволюционного периода с "Горячим сердцем" связаны самые, пожалуй, яркие и незабываемые страницы.
Ставший театральной легендой спектакль, поставленный в 1926 году Станиславским, был признан одной из абсолютных вершин мхатовского искусства. Почти полвека с огромным успехом шел он на сцене МХАТа, выдержал более 700 представлений и был снят с репертуара только в начале 1970-х. С тех пор нечастые в общем-то постановки российских театров по этой пьесе Островского успеха не приносили.
И вот - новое обращение МХАТа к заветной пьесе. Событие долгожданное и, наверное, именно сейчас - в его пятнадцатый сезон ставшее особенно значимым, почти "знаковым" для тетарального коллектива, возглавляемого Татьяной Дорониной.
Приглашение на постановку во МХАТ именно Беляковича было абсолютно логичным и закономерным. Именно он - и, может быть, только он - мог вернуть и вернул "Горячему сердцу" ту гротескно-заостренную, народно-карнавальную театральность, которой привлекал и завораживал несколько поколений зрителей спектакль Станиславского.
Но меньшего и нельзя было ожидать от режиссера, создавшего не просто свой театр - один из интереснейших в Москве Театр на Юго-Западе, - но и собственную театральную эстетику, истоки которой сам Белякович видит в древнем площадном театре, в традициях русских скоморохов.
И все в первую очередь в "Горячем сердце" Беляковича интересно другое - предложенное режиссером прочтение классической пьесы. Прочтение, при всей своей парадоксальности, для произведения Островского абсолютно органичное и именно сегодня как никогда актуальное. При этом Белякович как всегда далек от режиссерского произвола: семейная драма и почти детективная интрига, лежащие в основе сюжета пьесы, в его спектакле полностью сохранены.
Белякович предлагает свою "сценическую редакцию" классической пьесы - прочтение непредвзятое, внимательное и свободное. И если когда-то Станиславский избавил автора "Горячего сердца" от навязанных драматургу узких рамок бытового правдоподобия, то Белякович освобождает Островского от репутации обличителя и карателя безобразий, царящих в так называемом "темном царстве".
А ведь об этом самом пресловутом "темном царстве" напоминает уже само место действия "Горячего сердца" - уездный городок Калинов. Тот самый - по "Грозе" хорошо знакомый, известный своими "жестокими нравами" многим поколениям школьников. Однако в спектакле Беляковича Калинов - эта та самая великая русская провинция, на которой Россия держится, и предстает он перед зрителями в ракурсе совсем непривычном.
Режиссер словно предупреждает: не будет в его "Горячем сердце" этого самого "темного царства", где единственный "луч света", по Добролюбову, - утопившаяся Катерина, да и ту более радикальный Писарев "болотным огоньком" обозвал и к представителям "зла пассивного"причислил. Забудьте все эти школьные клише со статьями революционных демократов впридачу! Не обличение слабостей русского человека, а утверждение его силы увидел Белякович в "Горячем сердце" - произведении о России, полном любви, прощения и надежды. В центре режиссерского внимания не "вечные" российские пороки, о которых всегда так много говорят, а такие же непреходящие добродетели, о которых так редко вспоминают. И напоминание о них сегодня, когда возвращение национального самовыражения становится для России как никогда выполнимыми, оказывается очень своевременным.
Созданный Беляковичем спектакль - царство поистине светлое.