Павел Руднев • газ. "ДА", №16, 1999 г. • 01.11.1999

Хам пришел

Главная / Пресса / Сезон 23

Валерий Белякович объявил свою постановку "последними "Тремя сестрами" века. Нескромно, но принуждает к размышлению о том, во что сегодня превратился литературный мир о трех сестрах.
Знак времени: Наташа Прозорова становится главной фигурой многих последних сценических воплощений "Трех сестер". В мхатовской постановке Наташа Натальи Егоровой - не просто лучшая роль спектакля. Она  - щедрый накопитель и расстрачик энергии: без нее дом бы застыл, самоуничтожился в страдании, которое источают сестры.  Примечательна эротическая сцена, где Наташа пытается сексуальной игрой пробудить вялого, апатичного Андрея с его одинокой любовью к монотонной и тоскливой скрипичной музыке - здесь Наташе легче всего продемонстрировать свою "волю к власти". Сильная, страстная, горячая баба не страдает, плотски любит мужчин, добиваясь расположения многих, рожает детей одного за другим, и уже одно это позволяет ей командовать. У Наташи в переизбытке есть все то, что нет у всеми любимых сестер, - энергия, эротизм, счастливая любовь и потомство.
В "Трех сестрах" таллинского Русского драматического театра, поставленных Юрием Ереминым, Наташа - эстонка. Она изгоняет русских интеллигентов и военных с территории Эстонии, делает это ожесточенно и злобно. Русские в зале плачут - перед премьерой последний российский полк  покинул отделившуюся страну.
Пассивность "культурных" перед злобным и нахрапистым мещанством, завоевывающим невозможные пространства, - вот тема нашего времени! Есть и другая причина, благодаря которой Наташа "тянет одеяло на себя" - характерные артистки сегодня празднуют победу над лирическим: "Старый" лиризм, выработанный актерами прошлого (на тех же "Трех сестрах"), нас более не удовлетворяет; нового лиризма не изобрели.
В постановке Валерия Беляковича Наташа и Андрей - тоже главные герои, объекты более пристального внимания режиссера. Они резко выделяются из довольно монотонного общества трагикомическими, отчасти клоунскими чертами.
Вячеслав Гришечкин играет Андрея меланхолическим тугодумом с уловками ослабевшего, умирающего зверя. Еле живущий, еле передвигающий дряблые ноги, выкативши живот и подбородок, он ходит по сцене, смутно осознавая, что живет на белом свете. С мрачной улыбкой он показывает всем подарок для Ирины - картинную рамочку. Кажется, что великовозрастный олигофрен демонстрирует нам элементарную безделушку, над которой трудился годами, - и вот наконец! - показывает единственное, что вылепил он своими непослушными руками.
Триумф Андрея впереди - когда он произнесет свой монолог об избрании в городскую думу. Превратившись в лживого политика, лгущего, прежде всего, самому себе, своему университетскому честолюбию, он гордится тем, что, наконец, обрел ничтожную должность, которая его - наконец - устраивает.
Еще до сцены пояснения Наташи (ее играет Галина Галкина) в столовой Прозоровых, мы видим, как Андрей учит невесту "светским манерам". Наташа еще долго будет тренироваться, как встать, как повернуться, как заговорить. Когда она войдет на сцену, все тренировки пойдут насмарку: она оглушит присутствующих диким смехом, истошной, бессознательной речью. Наташа и Андрей возмущают общество вечным сюсюканьем, завидя друг друга, они складывают лапки, как собачки. Наташа называет будущего мужа "Андрюшанчик".
Во втором акте Наташа, как водится, станет смелее, нахальнее. На губах готовится недовольная и возмущенная улыбка. В этом военизированном камуфляжном мире она изберет себе образ сторожила прозоровской "казармы". Ее стиль общения с окружающими - командная дедовщина. Наташа выгонит няню в деревню, как солдатню отправляют драить парашу.
Особую, священную роль в спектакле играет фортепиано. Все действующие лица захотят хоть раз прикоснуться к его клавишам и поиграть что-нибудь элегическое. И только Наташа во время пожара позволяет себе взобраться на рояль и станет оскалом и едва ли не лаем отпугивать погорельцев от имущества Прозоровых. Это уже ее наследство, к которому она привязана невидимыми цепями. И когда в финале сестры неженским усилием протащат фортепиано в воротца, ведущие из дома прочь, тонкий инструмент станет единственным предметом, который страдающие три сестры захотят спасти из дома, где навечно обосновались Бобик, Софочка и Андрюшанчик.

Павел Руднев • газ. "ДА", №16, 1999 г. • 01.11.1999