26 июня на сцене Московского Театра на Юго-Западе состоялся предпремьерный показ спектакля «Игроки» по одноименной пьесе Николая Васильевича Гоголя. Режиссер Олег Николаевич Анищенко.
Николай Васильевич Гоголь — одна из самых мистических фигур русской классической литературы. Тайна — его жизнь, тайна — его смерть, тайна — на страницах его книг. Гоголь подсмеивается над своим читателем, водит его за нос, недоговаривает, путает, играет. Он всегда знает больше, чем говорит, он всегда на полшага впереди: вы еще не успели подумать, а Николай Васильевич уже сделал свой ход, и все вокруг изменилось, встало с ног на голову — извольте думать заново!
В оригинале пьесы почти нет «картинки», описания внешности персонажей, интерьеров, характеры выявляются в процессе диалогов, поэтому режиссер, ставящий «Игроков», имеет почти неограниченную свободу действий. Олег Анищенко бережно относится к авторскому тексту, не искажая его, но его герои не принадлежат к какой-либо конкретной эпохе, они вне временных рамок, они сразу и там и здесь, сразу в двух веках: в дореволюционной России и рядом с нами. В спектакле, на мой взгляд, нет второстепенных ролей и эпизодических персонажей. Каждый герой — это уже портрет, законченное произведение искусства. «Игроки» в интерпетации Олега Анищенко — это больше, чем просто «Игроки», это синтез, взаимопроникновение персонажей из разных произведений Гоголя, безумный шабаш, где к вашим услугам обаятельные упыри, потусторонние девушки Нави, поющие жутковатые песни; все немного по-Булгаковски, на изломе, в состоянии драйва. Это крапленая колода, в которой четыре джокера, смеющихся за вашими спинами. Здесь все иллюзия: свет, тень, звук, движение, смех. И даже сама Игра — это только иллюзия.
Для артиста Владимира Курцебы, исполняющего роль Ихарева, — это дебют в главной роли. И это хорошо, потому что эмоциональный накал роли так велик, что требует не только таланта и, может быть, не столько мастерства, сколько постоянного творческого напряжения, что более свойственно молодым, «не уставшим» актерам. Остальные персонажи не уступают дебютанту: опасный и очаровательный Утешительный (з.а. России Сергей Бородинов); колоритный Кругель (Денис Шалаев); великолепно-ироничный Глов-старший (Константин Курочкин); блестящий «гусар» Глов-младший (Михаил Грищенко); загадочный Замухрышкин (Максим Лакомкин) и Швохнев в исполнении Антона Белова — немного Коровьев, но нет, опять обман, иллюзия Коровьева — непредсказуемый, умный, злой.
Музыкальная среда спектакля создана на основе композиций в исполнении Инны Желанной, которые сами по себе весьма необычны, так как являются русским народным творчеством в рок-обработке с психоделическим оттенком, что отлично вписывается в мистическую канву спектакля. Итак, Гоголь — не просто Гоголь, но больше, чем Гоголь, а именно Гоголь — на сцене театра на Юго-Западе. Премьера осенью. Не пропустите.
Оригаинал статьи можно прочитать здесь