Ирина Орлова • 2005

Интервью с Олегом Лопуховым

Главная / Пресса / Сезон 28

В Театре на Юго-Западе снова премьера. На этот раз для детей. Режиссер Олег Лопухов написал инсценировку сказки «Маленькая Баба-Яга». Сюжет сказки прост. Жила-была на свете маленькая колдунья Мако и училась в школе колдовства. И, как и у всех школьников, порой не все у нее получалось гладко с первого раза. Все бы ничего, но вот беда – совсем и никогда не получалось у нее злое колдовство.

Почему? А потому, что она хотела делать только добрые дела. И очень ее не любили за это остальные колдуньи. У Мако был всего один единственный друг – ворон Абракадабр, который помогал ей. И однажды случилось так, что Мако и Абракадабр придумали, что нужно сделать, чтобы все остальные ведьмы перестали быть злыми и стали добрыми. Такая вот сказка, если коротко. Атмосфера спектакля покоряет и взрослых, и детей. Добрая, веселая, музыкальная сказка дарит праздник. Смеются и переживают маленькие зрители, кричат и подсказывают Мако и Абракадабру, что надо прятаться от злых колдуний, и взрослые невольно заражаются этим настроением. В спектакле звучит прекрасная музыка и песни Михаила Короткова, звукорежиссера театра. После спектакля наш корреспондент Ирина Орлова беседует с режиссером спектакля Олегом Лопуховым и исполнительницей главной роли Ольгой Авиловой - дочерью знаменитого Виктора Авилова, увы, безвременно ушедшего от нас.

- Олег, что тебя связывает с Театром на Юго-Западе?
- С Театром на Юго-Западе меня связывает очень много. Это как первая любовь. Сейчас я играю в театре им.Вахтангова и заканчиваю режиссерский факультет Щукинского театрального училища. Но, дело в том, что Валерий Белякович – это мой первый художественный руководитель, первый режиссер и первый наставник. Мне тогда было лет пятнадцать, когда я впервые вышел на сцену Театра на Юго-Западе и играл зайца в новогоднем спектакле. С тех пор мы и дружим. Уже двадцать лет.

- Почему именно «Маленькая Колдунья»?
- Как ты понимаешь (улыбается), заканчивая режиссерский факультет, я должен поставить дипломный спектакль. Выбор был долог, я читал много сказок и детской литературы. В конце концов, я остановился на трех произведениях, но все сошлось на «Колдунье», так как Валерий Белякович тоже когда-то хотел поставить именно это, но не складывалось, а вот тут все сложилось. В большей степени это был выбор Беляковича, но я не возражал, потому что сказка и мне самому очень нравилась. В ней звучит тема одиночества, выхода за рамки изменения своей кармы, если так можно сказать. И когда человеку предначертано быть таким, то он прорывается на новую высоту.

- Похоже, Олег, мы плавно перешли к сверхзадаче?
- Ну, да. А как ты догадалась? (смеется) Корреспонденты редко пользуются нашей специфической терминологией. Ты, случайно, не театральный критик?

- Упаси, Бог! Просто у меня тоже в молодости был небольшой опыт общения со зрителем со стороны сцены. Продолжим?
- Конечно, коллега. (смеется) В общем, это - спектакль о девочке, которая является белой вороной в своей среде. Все колдуньи злые, а она добрая и не хочет быть злой. Она неумеха, у нее многое не получается, она учится, как первоклассница, и почти всегда колдует без плаща. А в плаще заключена почти вся злая магическая сила колдуньи. И, в конце концов, сжигая плащи злых ведьм, она заставляет их быть добрыми. Хотя, дело, конечно, не только в плащах, но и в характерах. И очень трудно им, злым, переделываться, но от доброго волшебства никуда не денешься, оно рвется наружу и, в конце концов, колдуньи становятся добрыми. Спектакль, как и сказка, традиционен – добро побеждает зло. Репетиции спектакля сначала вел Валерий Романович, а потом уже и я, но он все равно корректировал, подсказывал, учил. Ему же принадлежит и сценография сказки. Он вообще мастер на разные придумки.

- Как ты считаешь, Олег, удался ли спектакль? Что было интересного по ходу работы?
- Если смотреть совсем строго, то мое мнение, как режиссера, - спектакль удался на «четверку», а по реакции детей – «на пятерку». Дети вообще самая благодарная и отзывчивая публика. Интересного естественно было много, и ты в одну короткую статью всего не уместишь. Но вот такой короткий эпизод. В конце спектакля в результате колдовства появляется носорог. Это прекрасно сделанный муляж. И сам эпизод достаточно напряженный, как нам даже казалось – страшный. И мы все, взрослые, очень боялись, что дети испугаются. Дело еще в том, что у старого состава труппы срабатывал старый шаблон, когда этот носорог использовался в антифашистской пьесе Ионеску «Носороги». Короче, вертели мы этого носорога и так, и эдак, искали нужный свет, и так далее. И пока репетировали, то совсем забыли, что в зрительном зале сидит маленькая девочка, дочка одной из актрис. А потом, когда репетиция закончилась и зажегся свет, вспомнили о ней и перепугались еще больше. Посмотрели, а она хохочет. И решили оставить так, как получилось, потому что поняли, что носорог вписался.

- Оля, а какое у тебя впечатление от спектакля?
- Актеров подбирал Валерий Романович. И на площадке ко мне очень хорошо относились, помогали, подсказывали, учили. Ведь это у меня первая большая роль. Мне спектакль нравится, и когда видишь, как дети тебя принимают, как отзываются на происходящее, это заряжает колоссальной энергией. Дети вообще самая благодарная публика и вместе с тем самая строгая. Они мгновенно реагируют на фальшь, и поэтому нельзя их обманывать. Обманывать актеру вообще нельзя – зритель всегда чувствует это, и дети особенно. Поэтому приходится выкладываться полностью и даже сверх того. Но мне нравится.

- Как сказка влияла на полет фантазии? Легко ли было сочинять биографию роли, придумывать пластику?
- Не могу сказать, что работать над ролью было легко, но это оказалось безумно интересно. Я, когда сидела дома, все свое свободное время придумывала для Мако характер, распорядок дня, вообще чем живет моя героиня, ее интересы, пристрастия, привязанности, на что она обижается и чего хочет. А когда приходила на репетицию, все оказывалось не так и приходилось перепридумывать заново, искать мизансцены, выстраивать пластику. Но эта работа очень много мне дала, таким опытом мало кто из моих сокурсников может похвастаться. Я учусь на первом курсе актерского факультета ГИТИСа у Беляковича. А еще мы иногда на сцене путаемся в именах. Дело в том, что сначала наши имена были именно те, что в книжке, а потом их заменили. И вот на спектаклях иногда вдруг старые имена выскакивают. Дети не обращают на это внимание, для них главное правдивость персонажа и сам сюжет, а нам приходится выкручиваться. Я во время игры почти постоянно ощущала себя маленькой девочкой, радовалась и обижалась именно как ребенок, и тогда рождались самые верные интонации, а это значит, что я все-таки неплохо вошла в роль. Хотя, конечно, над ролью работают годами, вживаются в нее и постоянно находят в своем персонаже какие-то новые грани. Так и должно быть.

- Олег, как ты думаешь, что сложнее играть и ставить – комедию или трагедию?
- Комедия гораздо сложнее, и это однозначно. А в трагедии есть интересная штука – комедийные моменты делают трагедию острее. Но трагедия все-таки проще играется и ставится, потому что люди как бы настроены на страдание, и вызвать слезы легче, чем смех. Слишком мало веселого сейчас вокруг нас, и люди трудно раскачиваются на смех, слишком давит окружающее.

- Оля, у тебя не возникло желание играть только для детей? И какие роли вообще хотелось бы сыграть в дальнейшем?
- Мне не хотелось бы всю жизнь быть травести. Но такой опыт тоже необходим, ведь каждый человек все равно в душе остается ребенком, а для актера это очень важно, чтобы рождалось незамутненное восприятие и понимание персонажа, которого играешь. Очень хотелось бы сыграть Мадлену Бежар в Булгаковском «Мольере». Не сейчас, но, может быть, когда-нибудь. А еще мне бы хотелось сыграть роли, которые играл папа. Конечно, женщины у нас не играют мужчин, но я в том смысле, что мне очень хочется сыграть характер этих персонажей, Ланцелота, Мольера, Воланда. Папа прекрасно играл и мне кажется, что и я бы смогла тоже. Но… Ну, почему женщины не могут играть мужчин? Мужчины же играют женщин! Обидно это! (смеется).

- А какие у тебя дальнейшие творческие планы, Олег?
- «Маленькая колдунья» - это мой режиссерский дебют. Но я хочу ставить и взрослые спектакли. Хотя, конечно, если будет хороший материал для детей, то почему бы и не поставить? Детские спектакли – это тоже интересно.

Ирина Орлова • 2005