У меня плохой характер, поэтому я не выношу людей с плохим характером.
Эжен Ионеско
Французский драматург, один из основоположников эстетического течения абсурдизма и театра абсурда, Член Французской академии (1970)
Тут надо оговорить, что знаменитый французский театр абсурда – это румын Ионеско, ирландец Беккет и русский Адамов. Так вот, биография: «Ионеско по происхождению румын. Родился 26 ноября 1909 в румынском городе Слатине. Родители в раннем детстве увезли его во Францию, до 11 лет он жил во французской деревне Ла Шапель-Антенез, потом – в Париже. Позже говорил, что детские впечатления деревенской жизни во многом отразились в его творчестве – как воспоминания об утраченном рае. В 13 лет вернулся в Румынию, в Бухарест, и прожил там до 26 лет. В 1938 вернулся в Париж, где прожил всю оставшуюся жизнь.
Формирование его личности проходило под знаком двух культур – французской и румынской. Особенно интересными были взаимоотношения с языком. Перейдя на румынский язык в подростковом возрасте (первые свои стихи написал по-румынски), он начал забывать французский – именно литературный, а не разговорный; разучился на нем писать. Позже в Париже французский пришлось осваивать заново – на уровне профессиональных занятий литературой. Ж.-П.Сартр замечал, что именно этот опыт позволил Ионеско рассматривать французский язык как бы на расстоянии, что давало ему возможность самых смелых лексических экспериментов»...
Теа́тр абсу́рда — абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. (Википедия)
Википедия: «Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады, фильмов Ч.Чаплина, Б.Китона, братьев Маркс, античного и средневекового фарса. Типичный прием — нагромождение предметов, грозящих поглотить актеров; вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы»...
«Носороги» 1959
Текст: тут.
Сценарий юго-западного спектакля: тут.
Сюжет: «Провинциальный европейский городок. На террасе кафе общаются два товарища — Жан и Беранже. Но вдруг средь бела дня по улицам и центральным площадям несется носорог, снося все на своем пути. А ведь это не джунгли Африки, рядом даже зоологического сада нет, а цирка — и подавно. И не важно, был ли носорог однорогий или двурогий, африканский или азиатский. Волнует другое: что он тут делает?»... По ссылке подробный пересказ, а в двух словах люди один за другим мутируют в носорогов, отзываясь на конъюнктуру времени – а главный герой удивляется на это и не хочет присоединяться к бльшинству.
Ставили эту пьесу обычно как памфлет против тоталитарных режимов. Против фашизма, к примеру. А судя по тому, что юго-западный спектакль был поставлен в 1982-ом, потом запрещён и возобновлен только в 87-ом – то и против коммунизма-социализма. Положа руку на сердце необходимо заметить, что с драматургами театра абсурда не всё так просто. По большому счёту они не опускались до политической сатиры, они следили за движениями человеческой души как таковой, ну типа человек запросто может превратиться в носорога и при демократическом устройстве общества. Абсурдом представлялась человеческая жизнь как таковая, а не в одной отдельно взятой стране. Хотя, безусловно «Носороги» более других пьес этого театра тяготеет к гуманизму:
“Я им не дамся. Вы меня не поймаете. Я за вами не пойду, я вас не понимаю. Я останусь таким, каков я есть. Я человеческое существо. Человеческое… Один против всех! Я буду защищаться, буду защищаться! Один против всех! Я последний человек, и я останусь человеком до конца! Я не сдамся!” – кричит Беранже в финале.
«Король умирает» (Le roi se meurt) 1962
Текст: тут.
Сценарий юго-западного спектакля: тут.
Главный герой знает, что он умрет, но умирать не хочет. И говорит, что если бы у него был час, год, даже 20 лет, то он бы подготовился, а сейчас - не готов. Отношение человека к смерти – тема важная для всех культур, но для тех, кто утверждает, что окружающий мир абсурден это особенно больной вопрос.
Библиотекарь Анна Китаева