Свой 37-й сезон артисты камерной сцены запада Москвы по-настоящему открыли в минувшее воскресение. Они рассказали зрителям неправдоподобную историю о любви, глупости и прозрении, в очередной раз поразмышляв о величинах неизменных, экзистенциальных – страхе, трепете, знании, умножающем скорбь и одновременно дарующем надежду, о необходимости творит добро и жить в согласии с самим собой.
В театре совсем недавно завершился ремонт, теперь сцена оснащена новым оборудованием, а в зале и фойе стало уютнее и светлее. Перед премьерой нам удалось пообщаться с основателем коллектива театра Валерием Беляковичем. Мастер отдавал последние распоряжения, еще и еще раз вместе с артистами проходил наиболее трудные мизансцены, наращивал темп спектакля.
"ДУРАК ДУРАКА" ВИДИТ ИЗДАЛЕКА
– Пьеса Нила Саймона была выбрана не случайно. Написанная в 1981 году, она актуальна для нас и сегодня. Просто в России, как принято считать, всегда существовали две главные проблемы – дураки и дороги. Но вначале все же – дураки! – рассказывает об идее спектакля и воплощении давнего замысла в жизнь Валерий Белякович. – Мы привыкли все вопросы и претензии обращать в адрес кого-то: правительства, своего начальства или соседа, жаловаться на обстоятельства, гневить Бога и судьбу. Нужно, наконец, перестать считать себя жертвами, прекратить пестовать в себе дурь и жить по законам воинствующей глупости. Это, конечно, легче, чем отвечать за себя самим, но нужно учиться совершать поступки! Собственно об этом наш спектакль.
Главный герой сценической версии Валерия Беляковича – учитель Леон Толчинский в блестящем исполнении заслуженного артиста России Сергея Бородинова в финале обращается в зал со своего рода посланием: стоит просто поверить в то, что ты не дурак и не давать никому считать себя таковым, перестать бояться реальности, ибо страх отнимает разум и начать жить. Как это сделать и в чем смысл человеческого существования – вот вопросы, над которыми в течение двух с половиной часов бьются нелепые, забавные, временами жалкие и очень смешные персонажи пьесы.
Надо сказать, что Нил Саймон – сам выходец из восточной Европы, писал далеко не о сказочной деревушке, он дал конкретное название местечку, где в течение двух веков процветает глупость – Куличовка. Сохраняется антураж малороссийской глубинки в костюмах, аксессуарах, мелодике речи персонажей и в постановке Валерия Беляковича. Однако музыка Горана Бреговича, в которой угадываются цыганские мотивы, плач еврейской скрипки, и даже агрессивный, модный сегодня рэп, расширяют пространство действия, придавая спектаклю вселенский, притчевый характер. Граф Юзекевич – губернатор деревни Куличовка, жених и не состоявшийся спаситель несчастной, обреченной на вечную глупость Софьи (чье имя означает мудрость! А, может быть, мудрость в том, чтобы казаться дурой?), невероятно похож на Азазелло из «Мастера и Маргариты» и немного на графа Дракулу. Лик зла, как говорится, узнаваем. Узнаваем и неподражаем в этой роли и Михаил Белякович, в очередной раз убеждающий взыскательную публику, что можно сделать смешным абсолютно все. Кстати, в этом очищающем смехе залог спасения не только персонажей пьесы.
СМЕХ И ЛЮБОВЬ
По мнению автора спектакля Валерия Беляковича, горькая сатира Нила Саймона на нашей сцене может превратиться в «оптимистическую комедию», жанр будет уточняться постепенно, его определит сам зритель. А он на этой постановке смеется часто и от души. Так, достаточно одного появления доктора Николая Зубрицкого – отца Софьи, его играет заслуженный артист России Александр Горшков, чтобы зал взорвался аплодисментами. Искусство быть смешным дается от Бога и этот дар дорогого стоит. Шуты, паяцы, чудаки – жители проклятой деревни тоже отмечены свыше, они обязательно преодолеют свой «недуг» и, как писал ироничный и мудрый Антон Павлович Чехов, еще «увидят небо в алмазах». Спасением для «полных дураков и дураков со стажем» станет «любовь с первого взгляда – самый сильный и наиболее стабильный вид любви», – так говорит главный герой пьесы – учитель Леон Толчинский, и с ним постепенно соглашаются остальные участники этого плотно населенного действа. Борьба за разум Софьи (на сцене этот противоречий образ, поставленный с ног на голову в прямом и переносном смысле, воплотила заслуженная артистка России Карина Дымонт – наследница великих русских сценических традиций, идущих еще от Грибоедова) завершится победой: любовь окажется сильнее проклятия, непреодолимых обстоятельств и страха смерти. Всегда светлый финал – фирменный стиль Валерия Беляковича, его щедрый подарок тем, кто верит в мечту, чей «компас земной – надежда».