Судьба стремится поставить мне точку, а я ей - запятую". В.Шукшин
Это стало живой легендой: в конце 70-х, презрев все «препоны и рогатки», будущие актеры своими руками построили театр со зрительным залом на сто мест, с дощатой сценой – она и поныне та же - , переоборудовав бесхозный «красный уголок» в «черный дворец» в подвале многоэтажки. на Проспекте Вернадского, 125, что напротив старинной церкви Михаила Архангела. Зрители ночевали в подъезде дома, чтобы утром получить билеты, расходившиеся во мгновение ока. Спектакли проходили обязательную процедуру «приемки» - цензурирования местными властями, и это превратилось бы в «казнь египетскую», если бы не живая «стенка» из зрителей, среди которых были писатели, переводчики, кинорежиссеры, художники, народные артисты СССР, известные театроведы, литературоведы и критики. Благодаря их авторитетной поддержке театр выжил, справился со многими трудностями, где-то «совершил невозможное» и вот уже отпраздновал свои четверть века, и приближается к тридцатилетию.
Новое здание обещают построить здесь же, на Юго-Западе. Как говорил Василий Макарович Шукшин, «судьба стремится поставить мне точку, а я ей – запятую».
Репертуар Театра на Юго-Западе
Первая заповедь - вкус и любовь к хорошей литературе. Ничто мелкое и второсортное не имеет шанса попасть в афишу. Требованиям высокого репертуара отвечает Шекпир (5 сп.), Чехов (3 сп.) и Гоголь (4 сп.), лучшие пьесы Э. Ионеско (2 сп.) и Булгаков (2 сп.), Горький, Эрдман, Шукшин, Вен. Ерофеев и В. Сорокин (2 сп.), Камю и Сартр. Это любимые авторы, с ними театр не расстается, даже если расстается с какими-то спектаклями.
Самыми востребованными в России и за границей "хитами" 90-х оказались "Сон в летнюю ночь", "Мастер и Маргарита", "На дне", а "Чайка" и "Ревизор" особенно полюбились японским друзьям-продюсерам. Запрос времени: сам В.Р. Белякович вступил на стезю драматурга - спектакль "Куклы" поставлен им по мотивам пьесы малоизвестного у нас испанца Хасинто Грау "Сеньор Пигмалион". Трагедия художника, "театр в театре", страстная любовь, соперничество человека и робота - все способствовало тому, чтобы В.Р.Б. заинтересовался этим сюжетом и переписал его по-своему. "Куклам" предстоит стать хитом 28-го сезона театра.
Труппа «Крепкий орешек»
Главная интрига заключалась в том, что изначально актеры не были профессионалами в узком смысле. Это были люди разных профессий. Актер-самородок, актер-личность, учившийся жизни не по книжке и театру не по учебникам, «крепкий орешек» с независимым характером, резко противостоящий официозу, не знакомый с театральной рутиной, «человек обочины», воспетый Высоцким и Аллой Пугачевой, – любимая идея режиссера Беляковича ранних лет, и хоть была в ней известная доля романтизма, она не подвела, и врожденный талант, энтузиазм и самоотверженность актеров стали примером искренней и бескорыстной любви к театру. Труппа ежегодно пополнялась, в нее вливались сильные актеры, новое столетие дало новый приток актерской молодежи. Ныне это мощная когорта из трех «поколений», несущая на своих плечах большой и трудный репертуар.
Ну, а «старая гвардия» редеет - уходят «отцы-основатели», високосный 2004-й унес Авилова… Это жестокий удар судьбы. Но – на смену отцам идут дети: Миша Белякович, Оля Авилова! А потому - «отчаиваться рано – выше взор!»
«Дитя перестройки и гласности»
Так окрестили театр зарубежные гости и друзья. В действительности театр возник задолго до перестройки, которую он подготавливал как факт «контркультуры», самим своим полулегальным существованием и независимостью от официальной идеологии. Актеры проявили храбрость и настойчивость в отстаивании своего «глотка свободы», используя широкую общественную поддержку. Атмосфера мужественного братства, противостояние театральной рутине, честное следование своим художественным принципам, – вот «магнит», притянувший к театру множество зрителей на родине и за границей.
ЛИДЕР «Я новый, я пришел!»
Так восклицал герой Булгакова, начиная свой театральный роман со столкновения с признанными авторитетами. С уважением, благоговея перед корифеями, но не растворяясь в них, пришел двадцатичетырехлетний Валерий Белякович в мир театра. Его усилия направлены на создание новаторского театра, на обновление театральной эстетики.
Он занимается главным делом своей жизни - строительством Театра на Юго-Западе, участвует в театральном эксперименте 80-х, ставит по две-три премьеры в год (это среднеарифметическое), и его афиша по охвату мировой драматургии просится в книгу рекордов Гиннеса. В. Р. Б. работает на других сценах Москвы, российских городов, в Америке и Японии – словом, «от восхода до заката» и во времени, и в пространстве.
Сегодня Валерий Белякович – народный артист России, главный и единственный режиссер своего театра и первый артист в нем. И когда он выходит на сцену, случается небольшое землетрясение и переаншлаг. Это самые нервные дни в жизни театра. Но и самые праздничные. Он растит режиссеров, и первый курс его родного ГИТИСа наполняет (уже почти!) тридцатилетние стены театра веселым молодым гомоном.
Щедрая природа не поскупилась и на другие дары: Валерий Белякович – практический человек и, паря в заоблачных высях творчества, в то же время ухитряется точно знать, во «сколько» влетит театру его очередная художественная фантазия. Он легко решает запутанные административные вопросы, вникает во все премудрости театрального хозяйства, а разбирать театральные костюмы - для него и серьезная работа, и развлечение, и отдых.
ЗВЕЗДЫ ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ
Заслуженный артист России Валерий АФАНАСЬЕВ
Мощный дар, соединяющий в себе социального героя и героя трагедии Шекспира, Сатина и Макбета. В любой роли - захватывающий и значительный. Городничий в «Ревизоре», Вершинин в «Трех сестрах», «римский интеллигент» Пилат, обаятельный нахал Петруччо в «Укрощении строптивой» – это лишь малая часть его обширного репертуара. Снимается в кино и на телевидении. А еще он - автор пьес и рассказов, стихов и песен, в его собственном исполнении украшающих нечастые актерские праздники.
Заслуженный артист России Александр НАУМОВ
Сыграл множество ролей, и трудно сказать, какая из них удалась больше: страстный, берущий за душу Васька Пепел, или смешной и жалостный Медведенко в «Чайке», или в той же «Чайке» – неожиданно крепкий, «почвенный», зоркий реалист Тригорин, а есть еще стоически-бесстрашный Макдуф в «Макбете»...
Его многогранный комедийный дар заблистал в ролях Ивана Бездомного, манерного Гремио в «Укрощении строптивой», генерала в отставке Антонио («Два веронца»). Снимается в кино и на телевидении.
Заслуженная артистка России ИРИНА БОЧОРИШВИЛИ
«Она показала себя подлинно трагической актрисой в роли Леди Макбет» (из прессы). Но ей все жанры подвластны: она может быть уморительной свахой в «Женитьбе», гротескной амазонкой Ипполитой в «Сне в летнюю ночь», Городничихой в «Ревизоре», Тещей в «Самоубийце» Эрдмана, и в резком контрасте – душераздирающе несчастной Анной («На дне»). Архитектор и художник по первой профессии, Бочо (ее псевдоним) взяла на себя руководство всей костюмерной деятельностью театра и показала, как много может сделать ее любимая черно-белая графика в пространстве сцены.
Заслуженный артист России Владимир КОППАЛОВ
«Священное чудовище», экстраординарный актер, проделавший путь от водевильных «француза» и «дворовой девушки Лизы» к Расплюеву в «Трилогии» Сухово-Кобылина и Медведеву («На дне»). За роль Добчинского удостоился самых высоких отзывов в прессе.
Его жизнерадостные Коты («Мастер и Маргарита», «Дракон»), трогательные «маленькие люди», живописные комические персонажи снискали ему множество поклонников. В «Куклах» играет актера Понсано – и монолог Короля Лира звучит в его исполнении с подлинно шекспировским трагизмом! Снимается в кино и на телевидении.
Заслуженный артист России Алексей ВАНИН
Непримиримый враг бытовизма на сцене. Ему близок и трагифарс, и «абсурд», и тонкая лирическая ирония: рыцарь любви Риппафратта, «грустный принц» Тузенбах, элегантный, очаровательно-рассудительный Дорн. С не меньшим блеском удается ему социальный гротеск и философская комедия-притча: Генрих («Дракон»), Дюдар («Носороги»), Калабушкин («Самоубийца» Н. Эрдмана).
Заслуженная артистка России Галина ГАЛКИНА (Авилова)
«Жанна-Жаворонок» была ее первой «ответственной» ролью. Галина - лирико-драматическая героиня, и другие ее роли: Саша Глебова в социальной драме А. Казанцева «Старый дом», Арманда в «Мольере», Эльза в «Драконе», Настя («На дне»), Эстелла («Взаперти»). Одновременно она проявила и комедийный дар, и ее обширный репертуар пополнила Сильва, бомжиха, репетирующая роль Сильвии («Два веронца»).
Новый год для Галины стал особенным: на сцене театра дебютировала ее дочь Ольга Авилова.
Заслуженная артистка России Карина ДЫМОНТ
Примадонна, блестящая драматическая, лирическая и «характерная» героиня: Джульетта и Офелия, Гермия и Клариче, Мирандолина, Ирина в «Трех сестрах», Настасья Филипповна и Полли Пичем. В премьере сезона она играет куклу Помпонину, хрупкое и драгоценное создание Пигмалиона. Универсальный талант и мастерство Карины в соединении с чарующей внешностью и грацией, с прелестным певческим голосом и балетной пластикой делают ее неотразимой.
Заслуженный артист России Олег ЛЕУШИН
Яркая звезда в плеяде «второго поколения» труппы. Его репертуар говорит сам за себя: Гамлет, Калигула, Хлестаков, Коровьев, Меркуцио, Оберон, Кочкарев и другие роли. «Эмоциональный и ироничный, холодный и неожиданно искренний» (из прессы), он демонстрирует почти акробатическое искусство пантомимы и танца в «Макбете» и в «Куклах», последней премьере театра. За роль Калигулы награжден премией газ. «МК».