Наталья Старосельская • Информационно-аналитическое издание "Советник президента", № 1, январь 2002 года • 01.2002

Извилистая тропа

Главная / Пресса / Сезон 25

На мой взгляд, как и несколько десятилетий назад, за откровениями надо ходить в «маленькие театры», потому что из многих премьер сезона резко выделяются такие, как «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и «Самоубийца» Н. Эрдмана в постановке Валерия Беляковича (Театра на «Юго-Западе»), «Петля» Р.Ибрагимбекова в постановке Светланы Враговой (Театр «Модернъ». «Что там про воскресение Лазаря?» - спектакль Юрия Погребничко по фрагментам «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского и пьеса А. Володина «С любимыми не расставайтесь» (театр «Около Дома Станиславского»). Именно сюда возвращается та театральная атмосфера, которая для нескольких поколений зрителей была дороже и превыше всего.

У Валерия Беляковича едва ли не самая молодая труппа, при том, что «старики» по-прежнему активно заняты в репертуаре. Две премьеры сезона – это демонстрация возможностей всех сразу и каждой возрастной группы в отдельности; «Самоубийцу» блистательно играют артисты старшего поколения: В.Гришечкин, А.Ванин,В.Афанасьев, С.Белякович, А.Задохин, В.Борисов, И.Сушина, И.Подкопаева, но и недавно пришедшая в театр замечательная Нина Персиянинова, выросшая на этих подмостках в актрису сильную и интересную. В «Трехгрошовой опере» заняты в основном совсем молодые ребята, но и давно признанные и любимые Т.Кудряшова,Н.Бадакова,И.Бочоришвили,К.Дымонт.

Спектакли остро современного звучания, точной адресной направленности. «Трехгрошовая опера» и «Самоубийца» Валерия Беляковича возвращают память к лучшим творениям этого режиссера, работавшего всегда глубоко, страстно, заразительно. Гораздо меньше прожил театр «Модернъ», но он уже сумел завоевать свою публику. Почти каждый спектакль этого театра, руководимого Светланой Враговой, становился предметом обсуждений, споров, Последняя по времени премьера – «Петля» Рустама Ибрагимбекова, спектакль, обладающий не только тем особым магнетизмом, который нередко сопутствует произведениям, посвященным первой эмигрантской волне, но и энергией включения зрителей в происходящее. Мы становимся свидетелем последних дней жизни бывшего белогвардейского офицера, участника убийства Распутина (О.Царев), преданного своим верным другом (С.Пинегин), и вместе с любившей полковника когда-то женщиной (Е.Стародуб) пытаемся вопреки всему верить в то, что все еще поправимо… В чем моя, именно моя вина?..

Этот вопрос неизбежно возникает перед зрителем, окутанным ностальгическим «сиреневым туманом» в спектакле Юрия Погребничко. Соединение двух настолько разнородных материй, как роман Достоевского и пьеса Володина, порождает удивительную категорию вневременности.

Что касается театров «больших», в их репертуаре по-прежнему ощущается некоторая размытость критериев, отчаянные попытки найти переклички с временем - в основном на уровне поверхностном, неглубоком. Так «Современник» после очень интересных премьер прошлого сезона «Трех товарищей» по Э-М.Ремарку и «Трех сестер» А.П.Чехова (обе постановки принадлежат Галине Волчек), обратился к возобновлению спектакля «Балалайкин и К» С.Михалкова по Салтыкову –Щедрину, Некогда спектакль, поставленный Г.А.Товстоноговым, казался знаковым для своего времени ( хотя к лучшим работам режиссера никогда не причислялся) – в нем была тонко скрыта эстетика намеков и иносказаний, в системе которых мы прожили несколько десятилетий, едва ли не в первую очередь, ценя в театре именно эту счастливую возможность услышать то, чего не услышишь более нигде. Но сегодня эта эстетика ушла, образы выглядят неестественно, в построении спектакля ощущается натужность, желание второй войти в ту же реку, в которую, как известно, войти можно лишь однажды. И хотя в спектакле есть замечательные работы В.Смирницкого и В.Гафта, общее впечатление остается довольно унылым.

Но случается и иначе - восстановление Юрием Любимовым спектакля «Живаго(Доктор)» в каком-то смысле открывает новые возможности познания и романа Бориса Пастернака, и театра Юрия Любимова. Мы едва успели прочитать его впервые , когда Любимов обратился к инсценировке, согодня же это роман широко известный , введенный в учебные программы, а потому, спектакль насквозь пронизанный музыкой А.Шнитке (и посвященный памяти великого композитора), воспринимается как реквием нескольким поколениям, пережившим за одну человеческую жизнь несколько эпох увлечения, разочарования, крушения.

Сегодня на афишах можно увидеть едва ли не все названия пьес Н.Гоголя, А.П.Чехова, М.Горького, многие Л.Андреева, М.Булгакова, инсценировки Ф.М.Достоевского, Шекспира, Б.Шоу, Шеридана, Т.Уильямса, Ж.Ануйя.

Мы видим почти одни и те же названия не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России. За последний месяц мне довелось присутствовать на двух любопытных премьерах в Самаре и Липецке – «Униженные и оскорбленные» (режиссер В.Гвоздков, Академический драматический театр им.М.Горького, Самара) и «Кабала святош» (режиссер В.Пахомов, Академический драматический театр им.Л.Н.Толстого, Липецк). При всей несхожести этих спектаклей и двух сильных, ярких российских режиссеров, эти работы роднит стремление разглядеть в сегодняшней нашей жизни то, что становится закономерным последствием невыученных уроков прошлого.

Еще об одной тенденции (еще только намечающейся, робкой) стоило бы, наверное сказать. Сегодня театры пытаются вернуть зрителю ту драматургию, которая широко шла в 60-70-80-х годах, но не выдержала буйного ветра перестройки и оказалась задвинутой в дальний угол. Летом на Вологодском театральном фестивале «Голоса истории» были показаны спектакли по пьесам В.Коростылева («Праздник одиночества», Ивановский драматический театр), Вл.Арро («Пять романсов в старом доме»), С.Коковкина («Кого-то нет, кого-то жаль…», Вологодская драма). Я не говорю сейчас об этих разных работах разных театров с точки зрения их достоинств и недостатков. Интересна тенденция возвращения – именно она способна высветить печальное и радостное , упущенное нами в момент появления этих пьес. И совсем не случайно лучшими постановками этих театров к юбилею Победы стали «Вечно живые» В.Розова (Воронежский театр драмы им.А.В.Кольцова, постановка Анатолия Иванова), «Мой бедный Марат» А.Арбузова (Московский театр на Покровке, режиссер Сергей Арцибашев).

В совсем недавно созданной, но уже принадлежащей истории драматургии А.Арбузова и А.Володина, А.Вампилова и Э.Радзинского, А.Салынского и И.Друце, Вл.Арро и Л.Петрушевской, Л.Разумовской и А.Соколовой, и других, сегодня можно отыскать много необходимого нам – в частности, простые и теплые человеческие чувства, чуть наивные, но светлые мысли.

И вот уже в афише Театра на Покровке появились «Пять вечеров» Александра Володина, и вот уже Камерный областной театр приглашает на премьеру «Старомодной комедии» Алексея Арбузова, а театр-студия «Человек» по случаю своего четвертьвекового юбилея возобновил с огромным успехом «Чинзано» Людмилы Петрушевской.

Жизнь театра - как жизнь человека, она не может состоять из сплошных пиков, к ним пролегает извилистая, трудная и порой опасная тропа.

Наталья Старосельская • Информационно-аналитическое издание "Советник президента", № 1, январь 2002 года • 01.2002