Валерия Вербинина • Интернет-журнал МОСКУЛЬТУРА • 16.07.2021

"Кабала святош" в театре на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 44

Один из вариантов булгаковской пьесы "Кабал святош" ("Мольер") имеет подзаголовок "пьеса из музыки и света". Я бы сказала, что постановка театра на Юго-Западе — пьеса из света и музыки.

Свет является полноправным действующим лицом спектакля. Можно попытаться описать, как он задействован, но, поверьте, это лучше один раз увидеть. Браво художнику по свету Вячеславу Климову.

Музыки в спектакле много, и музыки самой разнообразной, но по отношению к световым эффектам музыка все-таки играет второстепенную роль. Она важна, но свет важнее.

"Кабала святош" рассказывает о сложных отношениях Мольера с властью, с одной стороны, и с близкими людьми — с другой, прежде всего — с женщинами. Власть — это и молодой король Людовик, которого Мольер вынужден развлекать, и могущественная Кабала святош, которая ненавидит Мольера из-за его пьесы "Тартюф", высмеивающей лицемера-священника. Женщины — старая любовь Мадлена и молодая любовь Арманда, которая считается сестрой Мадлены. И только очень немногие люди знают, что Арманда — дочь Мадлены, возможно, что от Мольера. Однажды этот секрет выходит наружу, и враги Мольера используют его, чтобы погубить актера.

Режиссер создал свой вариант пьесы на основе булгаковского текста; так, были добавлены репетиции "Тартюфа", разговоры придворных и некоторые другие моменты. Также были убраны некоторые булгаковские эпизоды — например, игра в карты у короля, когда его противник оказывается шулером, эпизод с клавесином, вся роль шарлатана и т.д. Я знаю, что некоторые зрители очень ревниво относятся к переделкам оригинальных текстов, верно и то, что не все переделки бывают удачны, но здесь все нововведения оказались в меру и все отвечают конечной цели, так что эта "Кабала святош" — несомненная удача.

Мольера в этой постановке играют Олег Леушин, режиссер спектакля, и Сергей Бородинов. Я видела тот вариант, в котором играет Олег Леушин, и мне показалось, что его Мольер — в первую очередь сам режиссер: он повелевает на сцене, он в какой-то мере является тем, чем и Людовик — королем в своем деле, и видеть это чрезвычайно интересно. Один - король настоящий, потому что талантлив, другой - король волей судьбы, потому что, скажем так, удачно родился, и в
этих обстоятельствах их столкновение неизбежно.

Из остальных актеров хочется отметить в первую очередь Фарида Тагиева, который играет Муаррона, приемного сына Мольера, который сначала под влиянием минуты предает своего отца, а потом пытается загладить свой грех. Роль, непростая сама по себе, сыграна блестяще. Также мне понравились архиепископ Шаррон — Андрей Санников, маркиз д'Орсиньи — Денис Нагретдинов, Лагранж по прозвищу Регистр — Максим Лакомкин, и брат Варфоломей — Иван Городецкий.

Сама постановка — интересная, сильная, убедительная, и я считаю, ее должны видеть все зрители, которые неравнодушны к Булгакову (как я), и те, кто просто ценит хорошие пьесы.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Валерия Вербинина • Интернет-журнал МОСКУЛЬТУРА • 16.07.2021