Алиса Аркадьева • газета "Россiя", №3 (1004), 25-31 января 2007 года • 25.01.2007

Карнавальная драма

Главная / Пресса / Сезон 30

Смех сквозь слезы, или Шутка всерьез

В Театре на Юго-Западе в юбилейном 30-м сезоне снова представили «Трактирщицу» Гольдони, но под другим названием – «Карнавальная шутка». Нет, действующие лица те же, и фабула, на первый взгляд, та же. Но только на первый взгляд. Почему? «Трактирщица» - классический итальянский спектакль, легкий и задорный, это комедия масок, комедия положений. В «Карнавальной шутке» все не так.

В начале спектакля перед зрителем - маски. Не пустые и бездушные, но все-таки маски. Но вот сюжет набирает обороты, и маски начинают исчезать. Мы неожиданно для себя видим за масками людей. Людей с их неурядицами, печалями, заботами, неудачами и надеждами на счастливый случай. Граф и маркиз, каждый в отдельности, надеются, что Мирандолина отдаст руку и сердце именно ему, несмотря на то что у Фабрицио гораздо больше шансов на успех. Нищие актрисы мечтают найти себе богатых и именитых покровителей.

А кавалер (Олег Леушин) и сама Мирандолина (Карина Дымонт), вокруг которой крутится весь сюжет? Поначалу ни Мирандолина, ни кавалер ни о чем не мечтают. Кавалер - энциклопедист, занятый своими научными трудами, - разве что раздражен и сердит на условия и обслуживание в гостинице. Женщины его абсолютно не интересуют. И уж тем более какая-то хозяйка гостиницы. Мирандолине же совершенно некогда о чем-то мечтать. Ежедневная круговерть хоть и стала привычной, но категорически не оставляет свободного времени на романтические порывы. Любит ее Фабрицио? Ну и славно, пусть себе любит. Она его тоже, кажется, любит, но это не повод сломя голову бежать под венец. Это всегда успеется. Клянутся в вечной любви граф и маркиз, ну и пусть клянутся сколько угодно, лишь бы деньги платили за проживание, хотя и надоели уже хуже горькой редьки, да других, более спокойных, постояльцев нет.

Но вот в гостинице останавливается кавалер Рипафратта. Он обращает на себя внимание Мирандолины уже тем, что совершенно равнодушен к ее красоте. Более того, терпеть не может женщин. Зато свою нелюбовь к прекрасному полу он с лихвой компенсирует привередливостью. И в Мирандолине просыпается азарт. Наказать женоненавистника, влюбить в себя и заставить мучиться от неразделенной страсти. Она не знает, что женоненавистничество кавалера – это защитная маска, скрывающая очень ранимого и несчастного в любви человека, разуверившегося в том, что в его жизни возможно что-то хорошее.

Однако случается странная вещь. Мирандолина в азарте мести не только влюбляет в себя кавалера, но и влюбляется в него сама. А вокруг бушует карнавал. Танцуют маски, развеваются ленты и гирлянды, танцуют Мирандолина и кавалер Рипафратта, и зритель видит в их глазах настоящую взаимную любовь.

Но финал у этой пьесы печальный. Мирандолина, как мне показалось, испугавшись неизвестности – как там с кавалером может сложиться? – решает выйти замуж за Фабрицио. И сама не рада своему решению, поскольку сердце принадлежит другому. И влюбленный кавалер совсем не смотрится посмешищем. Его жалко по-настоящему. Сколько он в жизни претерпел от женщин, сколько раз они его обманывали, и вот теперь, когда он, наконец, встретил ту, что ответила ему взаимностью, все вокруг тычут в него пальцами и потешаются над ним. И он вынужден соглашаться с подсказкой Мирандолины, что все это - карнавальная шутка и он должен смеяться вместе со всеми, хотя так не смеются, так плачут. Спектакль заканчивается тем, что вокруг кавалера и Мирандолины танцуют и поют все участники карнавала, им весело, а Мирандолина и кавалер молча смотрят друг на друга, прощаясь навсегда и как бы говоря: «Почему жизнь так несправедлива?!»

«Карина, когда Мирандолина поняла, что она влюбилась всерьез?» – спросила я. «Во время разговора с кавалером о том, что Мирандолина больше всего ценит свободу. А кавалер еще не понимает, что он тоже влюблен, осознание приходит позже. С Фабрицио все ясно. Он привычный, свой, он всегда рядом, он надежный и любящий. Поэтому руку и сердце – ему. Хотя на самом деле получается, что только руку, а сердце принадлежит кавалеру. И последняя сцена тому подтверждение. Мирандолина спасает кавалера от насмешек. Она говорит, что все это – карнавальная шутка и никто ни в кого не влюблен. Потому что женщина тоньше, гибче, мудрее, чем мужчина. Такими уж нас природа сделала!»

Правы будут те, кто скажет, что у Карло Гольдони этого нет. Влюбляется только кавалер, а Мирандолина любовь разыгрывает. Да, именно так все и происходит в классическом варианте. А спектакль Валерия Беляковича гораздо глубже и драматичнее, несмотря на всю веселость жанра комедии масок. «Валера, ты придумал какую-то очень серьезную шутку! Почему?» «А кто сказал, что они не могут влюбиться друг в друга? - хитро улыбается Валерий Белякович. – Разве в жизни так не бывает?»

И мне ничего не остается делать, как согласиться, несмотря на чувство светлой печали, оставленной спектаклем.

Алиса Аркадьева • газета "Россiя", №3 (1004), 25-31 января 2007 года • 25.01.2007