Сходила в прошлую пятницу на премьеру нового спектакля в театре на Юго-Западе. “Книжный воришка” только на первый взгляд не новогодняя история. Она про войну, ту что закончилась в 45-м. Взгляд на войну с другой стороны. И кажется, я никогда не думала о ней с того ракурса. Я часто видела немецких военных в кино и театре, в большинстве случаев - зло как оно есть, кое-где их показывали с человеческим лицом.. но как война отразилась на жизни простых мирных семей в Германии, вообще не приходило в голову.
Хорошо, что подумал об этом Маркус Зусак (австралийский писатель), по произведениям которого Макс Ладо и поставил этот спектакль. На мой вкус, что это не типичная Юго-Западная постановка, в ней много тишины, мидитативного действа, погружающего в атмосферу. Практически отсутствуют декорации, сценография строится на нескольких лавках (собственноручно сконструированные режиссером), которые превращают пространство то в бомбоубежище, то двор, то боксерский ринг.. Усиливает эффект видеоряд и безусловно музыка. Ее много и она играет одну из главных ролей.
В таких новых непривычных типажах знакомые любимые актеры. Всегда прима и красавца Карина Дымонт в роли матери немецкого семейства, крикливой, суровой, постоянно недовольной и ворчащей, доминантной и.. такой жертвенной по итогу женщины. Это первая роль, где актриса вышла на сцену без грима. Это невероятное перевоплощение. Она двигалась, разговаривала и даже плевалась как максимально неприятный человек, встречу с которым хотелось бы избежать. Как ей удалось убрать из себя природную манкость и привлекательность? Потрясающе удалось.
Не менее фантастическое перевоплощение удалось и Сергею Бородинову в Ганса. Мягкого, незаметного, безынициативного, любящего и тонко чувствующего отца семейства. Настолько он был интересным, что хотелось разгадывать и разглядывать его работу больше и больше. Это не привычный Сергей -Цезарь и Макбет.
Как играть детей на сцене? Не скатываясь в пародию.. точно знает Ольга Авилова. Такой убедительный ребенок непростой судьбы и времени, но такой ребенок. Все взаправду.
Андрей Санников в роли смерти, рассказчика от лица которого ведется повествование. Это тоже что-то иное. Сам образ и персонаж такой многогранный, он так много знает и любит жизнь, что забирает ее со всем почтением. Сильные монологи, которые догоняли даже после спектакля.
Вадим Соколов, в роли мальчишки с “надежно голубыми глазами” в фашистской Германии, который восхищался чернокожим бегуном Джесси Оуэнсом как образ чего-то нового, смелого, свежего, что вырастет после войны. Яркая игра.
Егор Кучкаров в роли еврея, которого приютила у себя семья Ганса и Рози. Который несколько лет просидел в подвале, который представлял небо только по воспоминаниям и рассказам Лизель, а потом в один прекрасный день ушел. Ощутив внутреннюю свободу и смелость, избавившись от страха. Все это круто сыграно.
После “ финальных титров” хотелось и молчать, и кричать. Такая это настоящая история про жизнь, про выборы, которые делаем и не делаем, про что-то большее, чем обстоятельства. И несмотря на тему, послевкусие от увиденного и пережитого - светлое. Спасибо всем причастным за эту работу!
Оригинал статьи можно прочитать здесь