В наше тревожное и неоднозначное время театры все чаще обращаются к теме войны, фашизма, проблемы выживания "маленького" человека в большой игре сильных мира сего. Вот и в театре на Юго-Западе состоялась премьера Максима Лакомкина (Макса Ладо) по мотивам книги Маркуса Зусака - "Книжный воришка".
Место действия - фашистская Германия, конец 30-х годов 20-го века. Маленькая Лизель (Ольга Авилова), дочь коммуниста, лишается родителей и попадает в чужую семью. И за ее жизнью в этой семье наблюдает... Смерть. Все повествование ведется от имени Смерти, именно этот персонаж первым подает реплику, и эта реплика не станет новостью для зрителей, но и радости она не прибавит. Смерть (Андрей Санников) постоянно на сцене, рядом с любым персонажем, рядом с любым человеком. В спектакле она не торопит за собой, иногда даже сама радуется, что может отпустить, но далеко не уходит.
Андрей Санников очень порадовал тем, что в этой роли не было его привычного комикования, полное перевоплощение
Приемные родители Лизель - люди на первый взгляд совершенно разные: крикливая вздорная мать и тихий покладистый отец.
Но только на первый взгляд. Вся эта крикливость Розы (Карина Дымонт), приемной матери - скорее защитная реакция, ее жизнь - не сахар: тяжелый труд, нищета, теперь вот еще приемный чужой ребенок, взятый в семью ради пособия. Взятый ради пособия, но ставший, тем не менее, любимым. И Роза потом докажет своим поступком, что способна на добрые дела, даже когда они могут приблизить смерть. Я очень люблю Карину, но мне показалась ее крикливость все-таки чересчур, в ней было больше гротеска, чем раздражения, и создавая шум, она не несла внутреннего надрыва. Возможно, это волнение первого показа на зрителей, может быть, требование режиссера, но мне не хватало в этом крике какой-то искренности, что ли. И это, пожалуй, единственная моя претензия к спектаклю вообще и к Карине в частности. Как только крик стихал, она была прекрасна
Хотя нет, есть еще претензия - ну почему афиша спектакля так похожа на логотип диспенсеров с антисептиками в метро?!! Ну что за странная фантазия!? Или это намеренное совпадение, отсылка к нашей действительности?
Что же касается Ганса, приемного отца (Сергей Бородинов) - он вообще добрейшей души человек.
Все трое - немцы, но это не спасает их от ужасов войны. На пресс-конференции Максим Лакомкин говорил, что ставил спектакль о свете, о том, что человек везде ищет свой "маленький домик", который для него - самое важное, и что спектакль о том, что люди перестают бояться и начинают просто жить в любых, самых нечеловеческих, обстоятельствах... Возможно... Да, все хотят, чтобы от них отстали и дали жить своей жизнью. Но я все-таки видела другое. Я видела изломанную войной маленькую Лизель, все понимающих и от этого придавленных к земле ее приемных родителей, вынужденного жить в подвале еврея и не имеющего права восхищаться своим черным кумиром мальчика-немца.
Да, они все находят свой свет. Родители даже под страхом смерти не оставляют в беде человека - изгоя. И именно еврей Макс (Егор Кучкаров) найдет в себе силы перестать бояться, пусть и ценой жизни.
Маленький и слегка придурошный Руди (Вадим Соколов) стремиться всеми силами стать таким, как его черный кумир-спортсмен.
А еще он любит Лизель.
Лизель находит радость в книгах, в словах, а Макс - в ее рассказах о небе, которого он лишен в своем подвале.
И все-таки - все они жили бы по-другому, не будь этого кошмара вокруг. И просто бы - жили. И не было бы в их истории вот этого ужаса - когда Смерть раскачивает твой дом
И со страниц жуткой книги не слетали бы не менее жуткие птицы
Да, в этой истории были просветы, но общее впечатление - мрак. И в этот мрак погружает и фирменный юго-западный свет, и музыка, и вся та тягучая атмосфера, которая засасывает в свое черное жерло. Спектакль страшен именно потому, что он живой и искренний. Максиму удалось поставить вещь, где зритель верит происходящему на сцене, забывая, что это театр. Вообще, я должна поздравить один из своих любимых театров, что у него появился такой режиссер. Это вторая работа Максима Лакомкина на Большой сцене, и если успех "Циников" еще мог быть единичной случайностью (а они мне понравились), то сейчас уже считывается режиссерский почерк, одновременно юго-западный, но и свой собственный, и этот почерк мне нравится. Второй спектакль подряд, который трогает - это уже заявка на профессионализм и надежда на сильные будущие работы. Причем мне нравится, что Максим не стремится сам играть в своих постановках (хотя он сильный актер и вполне мог бы), смотрит на них со стороны, и мне кажется, это позволяет достигнуть высокого их качества. Он сам рассказывал, что актеры сначала "играют" у него в голове, он смотрит, как у них получается, и в конце концов выбирает самого подходящего. И надо сказать, что ВСЕ актеры в "Книжном воришке" действительно на своих местах.
Когда я смотрела спектакль, главную роль исполняла Ольга Авилова (есть и второй исполнитель этой роли - Алина Дмитриева), и Ольга мне безоговорочно в этой роли понравилась. Браво.
Не стоит повторять, как профессионально сильны Карины Дымонт и Сергей Бородинов, люблю их обоих. Но вот про Вадима Соколова хочу сказать отдельно. Он от спектакля к спектаклю становится все сильнее. И в "Книжном воришке" он неимоверно хорош, браво!!! Роль небольшая, и тем сложнее ее сделать такой заметной, но Вадиму удалось. Его Руди вызывает и смех, и сочувствие. Я уже не говорю о том, как Вадим владеет своим телом
Помимо актеров, понравилась анимация. Очень здорово действуют все эти птицы, взятые из иллюстраций автора книги. То в них превращается свастика, то они сами перевоплощаются одна в другую.
Думаю, со временем спектакль еще наберет силу. Я не могу сказать, что он меня прямо порвал, но его однозначно, безоговорочно стоило увидеть.
Я поздравляю театр с этой премьерой и желаю спектаклю удачи... Хотя тема, конечно, настолько сложная, что ох как непросто будет собирать на этот спектакль зрителей. Желаю, чтобы получилось.
Спасибо большое за приглашение сообществу Москультура и лично atlanta_s.
И, конечно, театру "На Юго-Западе", почитать о котором вы можете на страницах его социальных сетей: в Фейсбуке, в ВКонтакте, в Инстаграме и видео-канал на ЮТубе.
Оригинал статьи можно прочитать здесь