Марина Мителева • журнал Страстной бульвар, 10, № 3-53, ноябрь 2002 года • 11.2002

Комедiя положения в городском пространстве

Главная / Пресса / Сезон 26

Вы слышали о том, чтобы в последние годы в России строились театральные здания? Это произошло в Нижнем Новгороде: авторы проекта получили Государственную премию в области архитектуры за 2000 год, театр – новый дом, а публика – возможность увидеть не только местные, но и столичные премьеры, причем в добросовестном гастрольном варианте взамен поднадоевших антреприз. За каких-нибудь два сезона «комедианты» превратились из аутсайдеров в лидеров, продемонстрировав удивленному городу свою концепцию культурного центра и новую модель отношений с властями.
…На улице Рождественской, где бывшие доходные дома, пассажи, пароходство и знаменитая ночлежка, воспетая М.Горьким, невесело встречал свое 50-летие Театр комедии. Здание пришло в полный упадок и опечатано пожарными. О ремонте не могло быть и речи: театру не на что было купить даже банку краски. По иронии судьбы, в доме, где в прошлом веке размещался Волжско-Камский банк, денег давно уже не водилось. Зато на балансе театра, кроме собственного ветхого здания, числилось еще одно – недостроенное, в самом центре, на Грузинской улице. Городские власти, совершив символический акт передачи, на том и успокоились. Театр оказался владельцем двух непригодных для жизни домов, ловушка долгостроя захлопнулась на 20 лет, и безнадежность простиралась от Рождественской до Грузинской.
В этих предлагаемых обстоятельствах появляются на сцене действующие лица. В частности, бывший мэр Юрий Лебедев. Остается только гадать, произвела ли на него впечатление стойкость актерской команды, не покинувшей тонувшего корабля, побеспокоился ли он о собственном престиже или всерьез проникся идеей нового культурного центра, но дело сдвинулось с мертвой точки. Был пересмотрен с учетом современных возможностей архитектурный проект и назначен подрядчик – известный в городе строитель Вячеслав Растеряев, человек прогрессивных взглядов, следящий за всеми технологическими новинками. Затем команда мэра озаботилась новым директором театра, которому можно было бы доверить любовно возводимый храм музы Талии. Хотелось, чтобы этот человек сочетал в себе знание театральной культуры с опытом современного предпринимателя. «Я согласился, но пригорюнился… Поехал посмотреть на строительство. Весна: серо, грязно, а на незаконченной крыше березка кудрявится, я ее даже сфотографировал на память, - рассказывает Дмитрий Коновалов, нынешний директор театра. - …Но если здесь хоть что-то происходило, то в старом особняке на Рождественской уныние было всепроникающим. Когда я шел на первую встречу с труппой, пол качался под ногами – не от волнения, просто линолеум прогнил. Актеры смотрели на меня с любопытством…».
Театр строили с любовью: гранитный пол, мраморные лестницы, колонны, отделанные «венецианской» штукатуркой, два зрительских буфета, три фойе и очень пропорциональный, удобный зрительный зал. Позже первые гастролеры – Олег Табаков и Константин Райкин скажут, что видно буквально каждого зрителя. Но пока…
«Первым представлением стал концерт для строителей здания, - рассказывает Дмитрий Коновалов, - он был назначен на 24 января 2000 года. Накануне поздним вечером я заглянул на сцену: идет сварка, искры летят, актеры в костюмах репетируют… Мой кабинет в ту ночь превратился в штаб. До трех часов ночи мы подробно расписывали работу контролеров и билетеров: как встречать, куда направлять зрителей… В сервисную службу сразу же привлекли студентов – азартных, веселых, энергичных».
Одновременно с переездом в новое здание театр получил статус культурного центра. «Мы хотели уйти от скудости, нищенских зарплат и вечной зависимости от того, дадут ли нам денег на выпуск спектакля. Как вырваться из замкнутого круга: мы должны заработать на новые постановки, но в нашей репертуарной афише не заполнена ни одна строка? – вспоминает Д.Коновалов. – Решили сделать концерт-бенефис, одновременно выпуская премьеру и восстанавливая лучшие спектакли прошлых сезонов. Избрали принцип: все, что мы будем делать в новом здании, мы будем делать хорошо. Качественно, быстро, с максимальной эффективностью. Это относится и к содержанию здания: любую неисправность мы моментально устраняем, чтобы стало лучше прежнего».
Многие зрители поначалу приходили только для того, чтобы посмотреть на новое здание. Театр воспользовался любопытством горожан: вместо летнего отпуска актеры репетировали с Валерием Беляковичем свой первый «бестселлер» - «Сон в летнюю ночь».
Почему был выбран именно этот режиссер? У Дмитрия Коновалова есть ответ на вопрос: «Приезжая в Москву посмотреть спектакли, я мог пробиться в любой театр, даже если не было билетов. Единственный спектакль, на который я так и не смог попасть – знаменитый «Гамлет» в театре «На Юго-Западе». Теперь, когда пришло время сделать ставку на человека одновременно опытного, известного, но не утратившего азарт, рискового, заразительного, мне сразу вспомнилось имя Валерия Беляковича».
Постановка «Сна в летнюю ночь» стала взлетной площадкой для труппы, изголодавшейся по работе. Потом С.Лерман выпустил «Веронских любовников» по пьесе Г.Горина «Чума на оба ваших дома», «Волков и овец» А.Н.Островского, Валерий Белякович поставил «На дне» М.Горького…
«За два сезона число наших зрителей выросло в четыре раза, средняя заполняемость зала составляет 80-90 процентов, говорит Д.Коновалов. – С самого начала мы взяли на вооружение идею о том, что театральный билет - это товар, которым нужно уметь торговать. Не ждать, купят или не купят, а продумать тактику продаж. Кстати, это относится не только к нашим спектаклям, мы берем под опеку все, что происходит в нашем здании, будь то благотворительный концерт или модное шоу».
Залу не исполнилось и трех лет, но театральная аура его существует, она соткана из многих прекрасных мгновений. Свои премьерные спектакли играли здесь Театр под руководством Олега Табакова, Мастерская Петра Фоменко, «Сатирикон», Театр «На Юго-Западе», Лондонская труппа «A and BC», Драматический театр из Бретани.
Идея городских властей использовать красивое, современное и столь удобно расположенное театральное здание как культурный центр, основывалась, скорее, на желании пристроить еще несколько бездомных коллективов, профессиональных и самодеятельных, чем на стройной концепции. Дмитрий Коновалов предложил свой вариант: вместо вызванного нуждой соседства, которое неизбежно будет чревато конфликтами, совместное творчество, совместные проекты с теми, кто близок по духу. «Театральная площадь» - объединение критиков и журналистов, пишущих об искусстве. Клуб любителей вокальной музыки, для чьих концертов идеально подходят интерьеры фойе. Художественная галерея, пополняющаяся картинами, созданными «в режиме реального времени», на глазах у публики, во время творческих вечеров… Но есть и еще одно направление и статья доходов – проведение в театре корпоративных мероприятий, профессиональных праздников. Пришлось искать компромисс: избирательно подходить к любой аренде и принимать участие в подготовке таких мероприятий.
«Ни для кого не секрет, - говорит Д.Коновалов, - что актеры вынуждены искать подработку, так пусть они имеют возможность сделать это в собственном театре. Одни пишут сценарий, другие выступают в роли ведущих, участвуют в концертах. Главное, что это не сказывается на текущем репертуаре. Мы играем 250-260 спектаклей в год, все остальные мероприятия приходятся на выходные дни. Для сравнения в прошлом году мы выручили более 3 миллионов рублей от продажи билетов и еще два с лишним благодаря таким праздникам. Актерские зарплаты возросли в два раза! Мы устроили собственные новогодние представления и решили сразу две задачи: привлекли в театр маленьких зрителей и заплатили актерам по 5 тысяч рублей, а это немалая прибавка к их скромным доходам».
Конечно, коммерческая востребованность далеко не всегда идет рука об руку с художественной зрелостью, а творческие возможности труппы прослеживаются отнюдь не на таком коротком отрезке пути. И все же есть основания говорить о событии, осуществляющемся в пространстве города. Новый театральный дом способствовал созданию новой модели взаимоотношений театра и городских властей. Они перестали исчерпываться вялотекущими финансовыми переговорами и дипломатическим протоколом, включающим красные поздравительные папки к актерским юбилейным датам и показательное присутствие чиновников департамента культуры на премьерах. Возник прецедент нового отношения к театру – не как к докучливому просителю, а как к престижному знакомому. Посещение театра перестало ощущаться трудовой повинностью, прежде всего, кончено, благодаря гастролям знаменитостей, но не только. Приняв финансовое, организационное и душевное участие в строительстве здания, городские власти ощутили личную причастность к судьбе театра. Режим благоприятствования, моральная поддержка и заинтересованность нужны театрам не меньше, чем государственные дотации!
Так и плывет этот театральный корабль в центре Нижнего Новгорода, рассекая вечерние огни, всматривается в даль муза Талия – грациозная танцующая фигурка на постаменте у входа… Будет ли попутным ветер? Бог весть, но пусть длится и длится это плавание, независимо от того, кто приходит к власти. Хочется верить, что новый мэр Нижнего и его команда понимают это…

Марина Мителева • журнал Страстной бульвар, 10, № 3-53, ноябрь 2002 года • 11.2002