На 67-м году ушел из жизни режиссер Валерий Белякович
Короля из шекспировского «Макбета» Валерий Романович Белякович в родном «Театре на Юго-Западе» сыграл в собственной премьерной постановке только что, в конце ноября. К этой пьесе режиссер возвращался за творческую жизнь не раз – последний – лет 20 назад. Да и вообще, английский классик для «Театра на Юго-Западе» был одним из главных авторов. А сам режиссер получил от нашего Правительства за цикл спектаклей премию «Шекспир на рубеже веков».
Валерий Белякович в конце 70-х основал театр – студию, достигшей уже к 80-м годам пика популярности. «Театр на Юго-Западе» был одним из эпицентров студийности, нового театрального языка для того времени, в противовес театрам громоздким, академическим. Спектакли Беляковича – эксцентричные, пластичные, чувственные и музыкальные быстро завоевали зрителя. А еще большим открытием для публики стала западная драматургия, которую начал выводить на сцену режиссер. Это были спектакли «Носороги» Эжена Ионеско (его запретили в 80-х), «Эти свободные бабочки» Леонарда Герша. В 90-х потрясением стало неординарное прочтение Горького. Вместо продавленных лежанок в затхлом подвале – корабль бытия. Вместо лохмотьев бомжей – белые одеяния. Этот спектакль Белякович неоднократно затем воспроизводил в других театрах – в России и за рубежом. Это было, кажется, его отличительным стилем – преданность театрам и собственным партитурам. В Пензенском, Белгородском, Нижегородском (на своей родине) театрах, а также МХАТе Горького режиссер поставил не один спектакль. Постановки «Куклы», «Гамлет», «Мастер и Маргарита», «Дракон» стали его фирменным знаком. Его любили приглашать, его ждали артисты - он умел захватывать своей энергией и фантазией.
«Театр на Юго-Западе» в этом году празднует 40 лет с основания, пройдя путь от народного до профессионального. Его бессменным руководителем (за исключением нескольких лет) оставался сам режиссер, составив своеобразный репертуар (от классики до современности), создав авторский театр и сплоченную труппу из нескольких поколений артистов. Однако, его театральная деятельность всегда была шире – кроме российских постановок, он часто выезжал ставить за рубеж (Чикаго, Токио, Лос-Анджелес), руководил одно время Драматическим театром им. Станиславского в Москве, преподавал в ГИТИСе до самых последних дней. Сейчас его очередной заочный актерский курс должен выпускать дипломный спектакль. Как говорят сами студенты, и в педагогике, как и в режиссуре, Белякович оставался верен себе, требуя от артиста первичности слова и движения, эмоционального накала. Единственным верным мерилом в театре Валерий Белякович считал возможность сопереживания: «Если у меня душа раскрылась, значит, раскроется и у зрителя».
Оригинал статьи тут