С сентября 2012 года вступил в силу новый закон "О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию". Теперь каждый фильм, каждая передача на телевидении и каждая театральная афиша должны содержать в себе данные, которые предупреждают родителей о том, насколько безопасен тот или иной творческий продукт для их любимых отпрысков. Что ж, пока хоть так. На самом деле, если разобраться, забавные на первый взгляд 12+, 14+ или уже смелые 16+ - понятия относительные.
Как определить, какую цифру ставить? Сейчас дети дадут фору любому взрослому, хотя бы по пользованию разнообразными современными гаджетами, не к ночи будь помянуты. Или, к примеру, какое возрастное ограничение ставить на советские мультфильмы? Мое личное глубокое убеждение, что все они были сделаны для аудитории 30+.
В Московском театре на Юго-Западе премьерный спектакль 36 сезона "У ковчега в восемь" по одноименной пьесе современного немецкого актера, режиссера и драматурга Ульриха Хуба, заявлен для детей старше 12 лет. Об этом даже объявляют перед самым началом спектакля. Ну что ж, двенадцать, так двенадцать. На первый взгляд все просто: три забавных пингвина дискутируют в холодной Антарктиде о своей нелегкой пингвиньей жизни. Ссорятся, мирятся. Долетевший до них каким-то чудом голубь сообщает печальную весть о грядущем Всемирном потопе и о том, что спастись можно, попав на ковчег старика Ноя, но билетов всего два... Вот тут-то и начинается самое интересное.
К слову, пьеса была написана Хубом в 2006 году по инициативе одного немецкого издательства, предложившего драматургам создать пьесу для детей на религиозную тему. Ничего сложнее себе представить невозможно! Как рассказать детям о религии, о Боге? Как простым языком донести истину? Где сама истина? Вопросов много и ответы не совсем очевидны.
Вероятно, ответы на свои вопросы и пытался найти режиссер спектакля Валерий Белякович. Именно поэтому спектакль получился пронзительным и очень грустным, несмотря на невероятно смешных пингвинов в исполнении Андрея Санникова, Максима Лакомкина и Михаила Беляковича. Молодые актеры Юго-Запада, одетые в забавные костюмы (автор костюмов Валерий Белякович) смешат зрителей нелепыми движениями и гримасами, острыми и искрометными фразами, смешными песенками. Они наслаждаются диалогами, произносят их не как наскоро выученный текст, а как глубоко продуманные собственные мысли. По крайней мере, создается именно такое впечатление. Это трио было бы неполным без Голубя в блестящем исполнении Олега Леушина. Если бы я не видела этого артиста в многочисленных ролях роковых красавцев и даже самого Воланда, я никогда бы не догадалась, что сможет так вжиться в образ сизого голубя - посланца Бога. Круглый и смешной, он деловито раздает команды направо и налево, выполняя сверхважную миссию по спасению всего живого на земле и поэтому становится нестерпимо жалко, когда выясняется самое важное для него самого - в такой неизбежной суете он забыл главное - взять пару себе.
Интересной находкой в спектакле является и сцена разговора Голубя с Пингвином, спрятавшимся в ящике и притворившимся Богом.