За последние полгода выпущено более 40 премьер. Спектр репертуарных изысканий разнообразен: от Э. Скриба до А. Миллера, от Стринберга до Полякова, от Дюма до Вампилова; от Платонова до Амели Нотомб. Свое актерское мастерство подтвердили многие театры. И пока критики с упорством, достойным лучшего применения, пытаются обнаружить зерно созидания в последних московских спектаклях, оно уже прорастает живыми всходами.
Начиная от классических постановок и заканчивая ультрасовременными версиями модных режиссеров, театр живет в неустанной тревоге за свое будущее, опасаясь грядущей реформы и раздумывая, как существовать в ее условиях. Неудивительно, что каждая премьера полна свежих красок, импровизаций, остроты и высочайшего мастерства режиссеров.
Спектакль "Куклы", поставленный Валерием Беляковичем по мотивам пьесы испанского драматурга Хасино Грау "Сеньор Пигмалион", полон противоречий. С одной стороны, это правда жизни (если так можно сказать об отраженном мире театра), с другой - поиски новых путей в театральных жанрах.
Пьеса, написанная в начале ХХ века, в России так и не ставилась. Сюжет "Кукол" привлекает яркостью красок, драматическими поворотами. Но это не главное, ради чего он создавался. Эта постановка с открытым финалом, как затишье перед бурей.
... Действие происходит в Испании в начале ХХ века, во время его величества технического прогресса, который вопреки всем своим законам не мог не коснуться и искусства, в частности, театра. Некий господин Пигмалион (Евгений Бакалов) прославился перед всем миром своим театром высокотехнологичных кукол. Гильдии актеров бастуют, антрепренеры решают денежные вопросы, а директора театров с большим оптимизмом смотрят на финансовое будущее. Долой старый театр, да здравствует новый! Очаровательное создание Пигмалиона с красивыми хлопающими глазами - кукла Помпонина (Карина Дымонт), в которую влюбляется и сам создатель, завоевывает сердца поклонников, в числе которых видный испанский герцог Альдукар (Валерий Афанасьев), решивший выкрасть механическую красавицу. В погоню бросается Пигмалион и погибает от руки своей возлюбленной. Без него кукольные создания не могут существовать...
На этом можно было бы поставить точку. Но у новой постановки два финала, ради второго и создавалась вся эта механическая шумиха. Валерий Белякович в роли Пигмалиона-2 в финале произносит монолог-исповедь, похожий на крик души. Что же будет с театрами дальше? Как им жить? За что бороться? Например, если раньше Театр на Юго-Западе - вождь студийного движения 70-х, благодаря своим экспериментам, гремел на всю Москву, представляя в некой степени политическую угрозу (спектакль "Носороги" Э. Ионеско играть запретили), то сейчас непонятно, что делать дальше. Театры с многоликой историей, такие, как МХТ им. Чехова, "Современник", Малый, Театр им. Вахтангова, несмотря на театральный кризис и обилие далеко не лучших спектаклей, пытаются уповать на время поисков. Но это не удовлетворяет жаждущую зрелищ публику. А что делать с театрами, попавшими в круговорот времени и живущими с тенью и клеймом советского пиара?
Неслучайно Валерий Белякович в своих последних постановках пытается осмыслить время, в котором живет театр, тревожно вглядываясь в будущее. Это время кризиса, из которого требуется выход. Уход Сергея Беляковича, Вячеслава Гришечкина и, конечно же, невосполнимая потеря Виктора Авилова, которому предназначалась роль Пигмалиона-1 в новой постановке, бесконечное беспокойство за будущее своего детища - все собралось и перемешалось в новой постановке, в этом фарсе до слез смешном и до боли трагичном. Может быть, правильное утверждение, что любой кризис дает стимул, помогает найти свой путь, заставляет по-новому взглянуть на привычные вещи. Что и сделал Театр на Юго-Западе в своем премьерном спектакле 28-го сезона.