Н. Каминская • Газета СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА, 33 (6259) от 6 января 1987 года • 06.01.1987

Крыша для энтузиаста

Главная / Пресса / Сезон 10

 «Лишний билетик» в «подвал» - так назывался «круглый стол», на котором обсуждались проблемы развития любительских театров-студий.
Отмечалось, что творчество этих театров-студий вызывает у зрителей не менее острый интерес, чем спектакли иных профессиональных театров. Небольшие театральные любительские коллективы стали своеобразными культурными очагами, в особенности в районах, удаленных от центра города. Горячий зрительский интерес к столичным театрам-студиям, их реальное место в контексте театральной жизни Москвы послужили основанием тому, что в нынешнем сезоне один из любительских коллективов получил право работать на договорных началах.
Один из острейших вопросов  существования таких коллективов – где им репетировать и играть. О том, как помочь любительскому театру-студии обрести свой дом, мы беседуем с архитектором А. Веденкиным.


Думаю, что мы, проектировщики, должны последовать примеру театральных энтузиастов. Нам тоже надо идти экспериментальным путем и, не дожидаясь спущенных сверху нормативов, начать создавать проекты по прямым, непосредственным заказам самих студий.

Перспектива заманчивая, но осуществимая ли? Ведь речь идет о новом строительстве, а значит и о серьезных затратах. Между тем наши студии и сами-то едва начинают обретать реальный вес и материальную базу.
Вопрос резонный. Но, во-первых, имеется в виду не новое строительство, а различные варианты реконструкции старых помещений. Хотя давайте все по порядку. Еще в 1980 году группа архитекторов и конструкторов Московского научно-исследовательского института типового и экспериментального проектирования (МНИИТЭП) выпустила серию проектных предложений по общественно-культурным центрам для микрорайонов. Было разработано шестнадцать типов таких центров. Например, молодежный театр, спортивный комплекс, техническая школа и т. .д. Здания были задуманы технологически упрощенные, а следовательно, и стоимость их снизилась бы против стоимости действующих проектов в два, два с половиной раза.
Существенный момент – строительство  подобных центров будет вестись не вообще, для каких-то абстрактных людей, а для конкретного района – ведь посещать центр будут в основном жители микрорайона.

Одним словом, такой дом мог бы стать своеобразным клубом жителей микрорайона.
Безусловно. Приведу в пример небольшой, но существующий уже в стране, в частности, в Риге, опыт, когда энтузиасты сами для себя строят жилой дом. Работая с проектировщиками, они обязательно предусматривают в нем значительные площади для общественного пользования. А вспомним Дом нового быта в Черемушках, дома для малосемейных в Тольятти, дома молодежи в Калининграде, Челябинске и др. уверен, что к строительству общественно-культурных центров можно привлечь энтузиастов, поскольку проекты несложны и их техническое воплощение не потребует большой квалификации. Кстати, коллектив Театра-студии на Юго-Западе, руководимый В. Беляковичем, два раза проводил своими силами капитальный ремонт помещения со сварочными и каменными работами.

Эти студийцы имеют свое помещение давно – они занимают часть нижнего этажа обыкновенного жилого дома. Вы упоминали о возможности реконструкции старых помещений и приспособления их под студийные театры.
Это один из путей. Но ведь и для его осуществления нужны специалисты-архитекторы.
В отношении общественно-культурных центров надо сказать, что наши проектные предложения получили поддержку института «Гипротеатр». Но оказалось, что поддержка – это еще не решение вопроса. На словах все «за». Но на деле в план проектных работ данная тема не включается, а пятилетка «забита» традиционными объектами – дорогостоящими домами культуры. Хотя залы многих таких клубов не заполняются сегодня и наполовину.
Уже давно пришла настоятельная необходимость в развитии более гибкой системы как самих театральных организмов, так и предназначенных для них зданий. Есть в столице и других городах маленькие коллективы, творчески зарекомендовавшие себя. Есть и горячий зрительский интерес, и дефицит на места в студийных залах. Есть, с другой стороны, и реальный тормоз развитию студийного движения – отсутствие помещений. Пока что поиск старых помещений под реконструкцию ведется стихийно, от случая к случаю. Да и строительство дорогостоящих объектов культуры никак не учитывает нужды студийных коллективов. Между тем по вопросам развития студийного любительского движения уже не раз собиралась коллегия Министерства культуры СССР. Решен вопрос о создании экономически хозяйственного объединения, которое будет заниматься организационно-финансовой деятельностью студий. Куда, к кому будет обращаться это объединение по проблемам помещений? Вот вопрос. А ответ на него можно найти уже сегодня.
Предлагаю создать специальный штаб, который будет ведать строительством и реконструкцией помещений для досуга. Работники штаба могли бы и исследовать помещения, пригодные для реконструкции, и внедрять проекты дешевых, небольших общественно-культурных центров – обязательно с учетом нужд конкретного района, а то и конкретной студии, уже завоевавшей зрительское признание.
С учетом этих задач можно скорректировать и планы проектной организации, сформировать для выполнения задания небольшую группу специалистов. К строительству вполне можно привлечь самые широкие слои населения. Важно, чтобы люди знали, что строят они дом для себя, для своего любимого коллектива.

Н. Каминская • Газета СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА, 33 (6259) от 6 января 1987 года • 06.01.1987