Одна из излюбленных тем фильмов ужасов – это сюжеты про оживших кукол, целеустремленно истребляющих своих хозяев. Нет-нет, не волнуйтесь: в спектакле Валерия Беляковича «Куклы» по мотивам пьесы Хасинто Грау нет ничего подобного, хотя его персонажи и выглядят в достаточной степени устрашающе.
В данном случае речь пойдет о механических созданиях некоего сеньора Пигмалиона, покорившего весь мир актерским искусством своих кукол. Население испанского городка, куда прибывает на гастроли знаменитая труппа, заранее возбужденно этим событием: актеры опасаются, что могут остаться без работы, а некоторые подозревают сеньора Пигмалиона в тесном сотрудничестве с нечистой силой. Действительно, с первого взгляда подопечные кукольника кажутся страшноватыми гофмановскими фигурами, да и имена у них соответствующие: Брандахлыст, Балабол, Крохобор и тому подобное. Собственно, и сам спектакль решен в готическом, мрачном стиле, который подчеркивается зеркальными декорациями особым гримом артистов, играющих кукол, костюмами, а также прекрасно подобранным музыкальным сопровождением.
Но ничего мрачного таинственного, кроме облика загадочных кукол, в самой истории, как ни странно, нет. Наоборот, все очень по-житейски, и куклам тоже совсем не чужды человеческие чувства, они тоже, как и люди, живут полноценной закулисной жизнью: ругаются, завидуют, интригуют, любят, ненавидят и даже бегают друг к другу в пенальчики по ночам. Короче говоря, куклы оказываются, как пел Макаревич, «так похожи на людей», что все другие действующие лица уже с трудом разбирают, что перед ними: действительность или разыгрываемый спектакль.
И зрители, теряясь в догадках, кто же на самом деле пред ними – кукла или человек, как-то забывают, что и самих кукол играют артисты Театра на Юго-Западе, чуткие проводники режиссерских идей Валерия Беляковича. Можно сказать, что именно им, актерам, гениальным и талантливым, добрым и хитрым, капризным и покладистым – одним словом, разным, но живым людям режиссер и посвящает свой спектакль.