Долгожданная премьера в "Комедии"
Те, кто соскучился по режиссеру Валерию Беляковичу, давно мечтали о его новой постановке. Те, кто видел "Кукол" в 2006 году на гастролях Театра на Юго-Западе, с нетерпением ждали возможности снова увидеть этот феерический и завораживающий спектакль. Те, кто любит "Комедию" и ее актеров, любопытствовали взглянуть на них в новом качестве - все-таки больше половины труппы занято в спектакле!
Можно ручаться: те, кто пришел 25 и 26 октября в театр "Комедiя", получили мас¬су впечатлений. Каких - во¬прос второй. Однако уходивших было очень мало. Лично видела лишь нескольких дам почтенного возраста, "нe доживших" до конца спектакля - то ли вынесенных из зала звуковой волной, то ли шокированных откровенностью некоторых сцен. Остальные сидели, вжавшись в кресла, впитывая шквальный поток эмоций, как всегда у Беляковича, на пределе всех чувств.
Глаза слепит контраст черного фона и блеска софитов. Слух нокаутирован мощными звуками музыкального сопровождения. Пальцы словно ощущают обнаженную плоть, подчеркнутую фактурой черного атласа и черных кожаных ботфорт. Душа напряжена надрывом и отчаянностью монологов.
Спектакль для актеров прост этой крайностью вы¬ражаемых эмоций, ведь аффект всегда проще выразить, чем тонкое душевное движение, а заставить зал замереть с помощью сумасшедшего скачка проще, чем с помощью легкого поворота головы. Спектакль прост тем удовольствием, которое доставляет молодым спортивным телам возможность раскрываться в танце, в замысловатых изгибах, в свободе кричать во всю мощь. Он прост красотой противопоставлений. Здесь не надо думать об антиномиях человеческих душ, здесь вам сразу скажут: вот - куклы, а вот - люди.
Но он и сложен. Сложен тем же самым: три часа в непрерывном пламени страстей, танца, крика сожгут кого угодно. Три часа смотреть на кукол и людей, не в силах понять, кто же из них в большей мере является игрушкой чужих воль. Неудивительно, что зрители выходят из зала в онемении и изнеможении: это их душами сейчас играли!
Этот спектакль - крайне благодарный театральный материал. Здесь у каждого - своя функция, роль, боль. И свой монолог. Здесь каждому – по способностям, и респект Беляковичу за точнейший кастинг! Настолько точный, что как будто совсем нет проходных ролей - здесь каждый ярок. Однако же мы - слабые зрители, и пристрастность не чужда нашей душе, в которую так запала тонкая и нервная, гротесковая и изящная игра Максима Лакомкина (Херувим); которую потряс Сергей Бородинов (Пигмалион), словно вынувший из сокровищницы своего актерского опыта все, что там было, и предложивший на суд и узнавание поклонников и острую характерность почтмейстера Шпекина из "Ревизора", и пластику Пэка ("Сон в летнюю ночь"), и горькую искренность Актера ("На дне").
Пикантна и сексуальна Маша Мартынова (Помпонина) - но, право же, девчонка еще! Пока не слишком понятно, чем она завлекает толпы поклонников, по легенде, преследующих эту роковую куклу.
А в целом было крайне интересно смотреть и сравнивать это сценическое решение с тем, московским. Конечно, нашим артистам еще работать и работать - искать оттенки каждой роли, углублять. Но уже сегодня можно сказать, что наши актеры не хуже - они так же радостно отдают себя сцене, они так же счастливы, когда им есть что играть, когда есть над чем поработать! "Куклы" - счастливое сочетание многих театральных условий. И такого в Нижнем Новгороде уже давно не было.