"Смейтесь в театре, плачьте в театре!" - так пелось когда-то в известной песне. Однако далеко не в каждом храме Мельпомены есть сегодня пространство для полноценной реализации зрительских эмоций.
Увы, последнее время наши подмостки часто заселены пафосно-маниакальными идеями, псевдоноваторской интригой и более чем спорным режиссерским "видением". Достаточно вспомнить недавнюю премьеру "Евгения Онегина" в Большои или некоторые спектакли Нины Чусовой. Совсем не то в московском Театре на Юго-Западе: его главный режиссер Валерий Белякович всегда умеет "зацепить" зрителя как серьезной темой, так и небанальной, но вполне понятной режиссурой, сильными актерскими работами.
ОПИЛКИ ВМЕСТО МЯЧЕЙ...
Вот и сейчас в одном из самых любимых (но, увы, малогабаритных) театров столицы начался сезон ошеломительных премьер. Обязательно посмотрите спектакль "Требуется старый клоун" по пьесе румынского драматурга Мате Вишнеча. Это философская драма-притча в одном действии об одиночестве, судьбах клоунов и шире - людей искусства, которое требует жертв. И жертвой этой всегда становится артист. Впрочем, можно интерпретировать и глобально: профессиональная, а подчаc и социальная ненужность, как это ни горько, - финал жизни каждого человека.
...За кулисы заброшенного цирка спустя 30 лет после разлуки приходят по объявлению три старых клоуна - Никколо (актер Алексей Ванин), Филиппо (Владимир Коппалов) и Пеппино (Сергей Белякович). Но они там, увы, никому не нужны. В ожидании "важного ангажемента" они перелистывают годы былой славы, пререкаются, обвиняя друг друга в паразитировании на чужом успехе, мило дурачатся и произносят пышные монологи, свидетелями коих становятся лишь пыльные портьеры да куча опилок вместо арены. Жизнь этих людей - давно в прошлом, их сегодняшнее состояние - доживание. Аншлаги по всему миру и овации публики остались лишь в воспоминаниях, а призы в Монте-Карло и старые афиши превратились в жалкую сундуковую ветошь, которую былые "короли манежа" таскают везде с собой. "Наступает день, когда человек годится только на свалку! Все пришло в упадок, развеялось, как дым!" - в момент отчаяния прозревают они. И - вы не поверите! - хочется плакать вместе с ними.
Актеры играют очень эмоционально, выпукло, достоверно. Подчас даже забываешь, что находишься в театре. Обратите внимание на яркие режиссерские находки: например, оригинальное "жонглирование" опилками или "заклинание" змеи, чью роль выполняет... обыкновенный канат. Ну и, конечно (как всегда у Беляковича), вас поразят несколько финальных сцен.
...А ФОНАРИК - КРУЖКА
Еще одна премьера Театра на Юго-Западе - "Опера нищих" по мотивам одноименной пьесы Джона Гэя, изданной в 1712 году. Может быть, не все знают, что свою знаменитую "Трехгрошовую оперу" Бертольд Брехт написал именно на основе "Оперы нищих". Впрочем, Брехта режиссер Белякович тоже взял в соавторы. Это искрометный музыкальный фарс-экспромт, тонко сплетенный из феерических по своей яркости мизансцен, песен (зонгов) и потрясающей, на пределе самоотдачи, игры актеров.
Так, роль Мэкки-Ножа самозабвенно "виртуозит" новая звезда современного театра Алексей Матошин - актер, начинавший свою карьеру в Нижнем Новгороде. Тонкий, нервный, гибкий, пластичный, сексуальный, дерзкий - к нему приложимы любые эпитеты. По силе актерской игры, убедительности образа, невероятной харизматике и мгновенности перехода от фарса к драме, от громового речевого forte к тишайшему полушепоту Матошину сегодня мало найдется равных на российской сцене. Ну, если только гениальный Женя Миронов.
Не менее великолепны, впрочем, и Карина Дымонт (Полли), Ирина Подкопаева (Маргарет), Андрей Санников (Рональд Гринвуд). Их образы подчеркнуто гротескны, эксцентричны и при этом, как сказал один зритель, упоительно-изящны. Впрочем, в "Опере нищих" нет ни одной проходной роли, эпизода, "дырки". Было бы несправедливо не упомянуть также актеров Михаила Беляковича (племянник режиссера сыграл Джека Брауна), Владимира Демидова (Джонатан), Ольгу Авилову (Люси), Ольгу Иванову (Дженни). Спектакль выстроен в форме киноэпизодов: то вы попадаете на улицы криминального Лондона, то - в бордель, то - в тюрьму... При этом небольшое пространство сцены осваивается только с помощью нескольких железных конструкций с вращающимися внутри "дверцами", очень точной световой партитуры и, конечно, музыки. При этом поют актеры так, что заменить их в этом качестве не сможет ни одна, даже самая "перераскрученная", поп-дива. Впрочем, убедитесь в этом сами.
Умение создать полноценный, масштабный спектакль, используя минимальные технические средства и несколько тонких режиссерских идей - козырная карта Валерия Беляковича. Как часто в театрах видим мы нагромождение дорогущего реквизита, сумасшедшей звуко- и светотехнической аппаратуры, да толку чуть - мало что работает на идею спектакля, сверхзадачу. А ведь мастерство постановщика как раз и заключается в том, чтобы заставить "играть", казалось бы, самые обыденные, подручные вещи. Тот же портативный фонарик, например. В руках одного из героев "Оперы нищих" он мгновенно превращается в... бокал. А чего стоит уморительный обмен "пощечинами" Люси и Полли! А пляски лондонской шпаны! Вот уж воистину - театр без границ.