Ольга Игнатюк • журнал ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА, ГОРОД, №11 (99), ноябрь, 2011 года • 11.2011

БАБА ШАНЕЛЬ Н. Коляды в Театре на Юго-Западе

Главная / Пресса / Сезон 35

Первая московская постановка этой комедии стала пронзительной притчей о старости и жажде жизни.

В Доме культуры Всероссийского общества слепых закончился отчетный концерт народного ансамбля русской песни, состоящего из восьмидесятилетних старушек. Прямо после концерта, в своих кокошниках. Прямо после концерта, в своих кокошниках и сарафанах, они собрались отметить юбилей собственного коллектива. Каждая принесла домашние напитки и закуски. Все возбуждены успехом праздничного выступления, пьют, едят и ждут к столу своего руководителя Сергея Сергеевича, которого все они боготворят и в которого все тайно влюблены. Перед нами мир российской старости, состоящий, по обыкновению, из одних женщин – одиноких, ущербных, нелепых, заброшенных, впавших в маразм, но не сдавшихся, цепляющихся за жизнь и живущих вопреки своим болезням, инвалидности, слепоте, глухоте, хромоте…

У кого-то уже нету памяти, у кого-то зрения, у кого-то слуха – но они вдохновенно поют в своем хоре, ставшем их спасительным кругом на самом краю завершающейся жизни… И вот он – их час, их триумф после победоносного выступления! Все они в опьянении этого праздника, ворвавшегося в их сердца, Пляски, крики, полупьяный гам, живописные высказывания – в которых авангардные слоганы перемешаны с русской поговоркой и современными ухватами…

Всех их играют мужчины, в чем весь драйв этого зрелища. Александр Горшков, Максим Шахет, Андрей Санников, Олег Анищенко, Олег Задорин, Михаил Белякович, Константин Курочкин – эта мускулистая команда Юго-Запада авантюрно и бесшабашно играет женскую старость, достигая беспощадной дистанцированности меж собою и образом. Нет, самим женщинам так не рассказать о себе никогда.

Тут уникальные типажи наших русских «теток», прошедших чуть ли не весь ХХ век и встретивших век XXI. Тут «предводительница» Тамара Ивановна, тут ехидная интриганка Капитолина, тут истеричная обожательница Цветаевой Сара Абрамовна, она же – главная обольстительница молодого худрука. И тихая старая дева, кошатница Нина Андреевна… Каждая со своими причудами и вывертами, со своим неповторимым темпераментом. Их комичные диалоги, стычки и разборки, их старческое угасание отыгрываются с усмешкой и слезой молодыми лицедеями, которым еще неведома старость. Волею режиссера жанр трагифарса раздвинул ткань комедии. Движение от фарса к драме составило главный заряд сюжета. Да, поначалу мы в гомерическом хохоте лицезреем сей старушечий хор, ну а потом – плачем. Поскольку аферист Сергей Сергеевич (Денис Нагретдинов) привел в ансамбль новую молодую солистку Розу Рябоконь (Галину Галкину), неожиданно и коварно объявив «ребрендинг»: теперь Роза заменит собою весь хор, который отодвинется в темноту сцены и останется лишь на подпевках. Однако спаянный коллектив дает отпор самозванке – в ответ на что оскорбленный Сергей Сергеевич прекращает деятельность хора.

В этом месте по пьесе никто не умирает. В спектакле же старушки друг за другом уходят из жизни – сначала девяностолетняя Капитолина, за ней по очереди – все остальные. Снимают с себя свои концертные сарафаны и переходят в мир иной. Поскольку в прежнем мире у них отнято все. И, уже примерив на себя смерть, сбившись в кучку, глядят в оставшуюся позади жизнь – и вновь жадно мечтают о ней, уже на любых условиях! Только бы жить, жить, жить! «Хоть в темноте, но на сцене, но в платье и в кокошнике. Мы скажем ему: «Простите нас, Сергей Сергеевич! И вновь попросимся в его обновленный ансамбль».

Ольга Игнатюк • журнал ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА, ГОРОД, №11 (99), ноябрь, 2011 года • 11.2011