Под занавес уходящего года в Театре на Юго-Западе сыграли ещё одну премьеру – Максим Лакомкин поставил на сцене театра «Циников» Анатолия Мариенгофа. Что удивительно: поставил почти дословно весь текст романа, который Иосиф Бродский некогда назвал «одним из самых новаторских произведений в русской литературе двадцатого века, как по своему стилю, так и по структуре» и даже более – «величайшим русским романом». Как правило, с Бродским не соглашаются: многие даже не догадываются о существовании этого литературного произведения, а про Мариенгофа знают в лучшем случае в контексте его дружбы с Сергеем Есениным. Но Мариенгоф, собственно, как и Есенин, был имажинистом, и его «Циники» — роман не просто имажинистский, то есть, вырастающий из отчётливых образов и выразительных хлёстких метафор, но так же построенный по принципу кинематографического монтажа: так, художественные фрагменты перемежаются с документальными выдержками из объявлений, газет и официальных документов от 1918-1924-ых годов, которые служат оправой к ключевому повествованию и как бы придают ему бóльшую историческую достоверность.
«Циники» – дипломный спектакль режиссёра и его первая самостоятельная работа в театре, которым руководит Олег Леушин, который доверил Лакомкину перенести на сцену действие романа по всем канонам юго-западной драматургии. Сегодня редкий режиссёр берётся ставить Мариенгофа в театре, а если берутся, то не какие-нибудь маститые, а именно что молодые: так, в октябре этого года уже состоялась премьера «Циников» (реж. Полина Золотовицкая) в Театре Et Cetera Александра Калягина. «Мне кажется, сейчас времена очень созвучные: мы живём в пространстве огромных возможностей, и не всегда справляемся с этой свободой, с этими возможностями»,–отвечает Лакомкин на вопрос о выборе литературного материала. События романа разворачиваются на фоне постреволюционной разрухи и полного душевного раздрая главных героев – Владимира и Ольги, которые учатся, как и все вокруг, выживать в условиях красного террора и советского НЭПа, навязанных большевистской идеологией. Интеллигентный Владимир, кому «любовь раскроила физиономию улыбкой от уха до уха», делает предложение Ольге, женщине без определённых занятий, легкомысленной и своенравной; она соглашается, но совсем скоро изменяет мужу с его старшим братом Сергеем (Денис Нагретдинов). Сергей – большевик до мозга костей, свирепый и непреклонный, и ночами Ольга предпочитает его общество обществу Владимира. Когда Сергей в собственном салон-вагоне уезжает на фронт, Ольга заводит себе нового перспективного любовника – богатого нэпмена Илью Петровича Докучаева (Александр Шатохин), который выбился в люди на всевозможных спекуляциях и сделался арендатором текстильной фабрики и владельцем нескольких роскошных магазинов. Ольга отдалась Докучаеву за 15 тысяч долларов; деньги, правда, они с Владимиром относят на благотворительные нужды, но ловкий делец продолжает содержать Ольгу, пока его самого не арестовывают за очередную торговую махинацию. Владимир ненавидит свою любовь к этой испорченной женщине, его посещают мысли о смерти жены. Ольга действительно в скором времени умирает – в отсутствие Владимира она стреляется.
Театр на Юго-Западе – это такой уникальный театр, где все роли главные благодаря выдающемуся актёрскому таланту без исключения каждого участника спектакля. Ольга Авилова блистательно исполнила роль Ольги: пока большевики раздирают страну на части, её героиня по-детски простодушно смакует конфеты «Пьяная вишня», капризничает и устраивает Владимиру сцены. Ольга существует обособленно, в своей системе координат, где понятие нравственности не предусмотрено, а точка отсчёта представляется расчётливой маской, надев которую, чувствуешь себя в безопасности. Этой нервной женщине пришлось очень к лицу новое время, которое стирает границы дозволенного и обесценивает этические нормы – она приспособилась, как умела, к несправедливым, непомерно жестоким правилам борьбы за выживание, но в душе была глубоко несчастна. Почему Ольга решилась покончить жизнь самоубийством? Можно подумать, что от скуки: просто избалованная девица наигралась в революцию, пресытилась положением содержанки и ничего лучше не выдумала, чем застрелиться. Или причина в другом, и Ольга умерла от неприкаянности, отсутствия веры во что бы то ни было и вообще невозможности любить по-настоящему? Что если её попытка уйти в цинизм и спрятаться от реальности не удалась и стала причиной неразрешимых внутренних противоречий?
Андрея Кудзина, исполнителя роли Владимира, в труппу театра пригласили буквально в прошлом году, а уже сейчас он занят во многих постановках репертуара, а во время репетиционного процесса «Циников» даже успел ввестись на главную роль в музыкальный спектакль «Аккордеоны». В «Циниках» Андрей играет Владимира, который смиренно несёт крест любви к Ольге, будучи не в состоянии отречься от больной своей веры; герой стоически терпит измены жены и закрывает глаза на перепады её настроения – долгожданное счастье обернулось для него полным поражением. В спектакле именно Владимир произносит самые внушительные по объёму монологи и на полной скорости движется по всей длине эмоционального спектра, так что к финалу его совершенно не узнать – без преувеличения актёрская работа Кудзина впечатляет и поражает воображение своей грамотной психологичностью.
Неожиданно особое внимание режиссёр уделил служанке в доме Владимира. В романе Марфуша – простая девушка из деревенских, ничем не примечательная героиня эпизода, в чьи объятия от безысходности приходит главный герой. Лакомкин нарочным образом усилил момент физического и духовного сближения Владимира и Марфуши, столкнул их лицом к лицу, чтобы изобразить противостояние старых и новых ценностей и мировоззрений. Марфуша бездетна, своё материнское чувство она невольно переносит на Владимира и Сергея – они её дети, неважно, что не родные. Бедная женщина с пылким сердцем мечется между холодными, как лёд, Ольгой и Владимиром, искреннее участие Марфуши в их судьбе трогает до слёз – среди тотального духовного разложения она остаётся человеком, способным на бескорыстную любовь. Заслуженная артистка России Карина Дымонт наделила Марфушу отзывчивой женской природой и мощным нравственным стержнем – однажды она уходит, попросту бежит из дома, который стал вдруг совсем чужим и где «нутро и размерзятина всякая наружу», где полчаса просидишь и пятки себе обморозишь.
Сценография всегда заслуживает отдельного разговора, когда речь заходит о спектаклях Юго-Запада: здесь, в камерном пространстве зрительного зала при минимуме декораций актёры неизменно роняют четвёртую стену и фактически вступают в доверительный диалог со зрителем. С потолка равнодушными водопадами срываются буквы – бесконечные информационные потоки буквально висят в воздухе, просачиваются через пальцы и обрушиваются людям на головы. Никто не понимает, что делать со всей этой информацией и как воспользоваться новыми возможностями – никто, кроме товарищей Мамашевых, которые чувствуют себя, точно рыбы в воде, в бешеном водовороте легко доступных сведений. Потому что их сила – в знании.
При хронометраже 2 часа 20 минут спектакль идёт без антракта. Конечно, при большом желании его можно было бы сократить или разбить действие на два, но нужно ли? «Циники» воспринимаются единым полотном с сильной сюжетом и лаконичным пространством, и, несмотря на массив заложенного в спектакль текста, не вызывают ощущения перегруженности или затянутости происходящего – тогда чего ради разрывать это полотно символическим пятнадцатиминутным перерывом и прерывать тем самым эмоциональный контакт актёров с залом?
После пресс-показа Олег Леушин и Максим Лакомкин с актёрами вместе пообщались со зрителями и рассказали о творческих поисках и работе над спектаклем.
Оригинал статьи можно прочитать здесь