«Два веронца» У.Шекспира. Режиссер Валерий Белякович. Театр на Юго-Западе.
Шекспировскую пьесу у БЕЛЯКОВИЧА разыгрывает толпа бесприютных людей. Зачем этим обитателям подземного перехода понадобилась английская комедия? Забыть об одиночестве, безденежье, страхе? Нет, чтобы вспомнить о тех мгновениях прошлой жизни, когда их ценили. Такой спектакль, возможно, могли бы разыграть обитатели горьковской ночлежки из пьесы «На дне».
Вот бомж входит в роль Протея, молодого знатного дворянина, а спившаяся оборванка старается изобразить восемнадцатилетнюю девушку. Они не играют, а припоминают, как это – влюбляться, гневаться, быть негодяем (о простенькое определение слова «негодяй» подсказывает сам спектакль – это тот, кто забывает возлюбленную и придает друга). Вместе с героями пытаемся вспомнить и мы. О грусти, когда уезжает товарищ по детским играм и проделкам. О первом свидании, смущении, забытых желаниях. О жадности путешественника, желающего отыскать новые впечатления. О реальных чувствах реальных людей, а не желающих выжить.
И, оказывается, даже охранник, день-деньской дубинкой гоняющий попрошаек, может увидеть паруса отошедшего от пристани корабля. Продавщица сигарет надменна, как сто красавиц, и только о дочери думает, герцог – калека, собирающий подаяние. А старуха так рассказывает о разочаровании в первой любви, что кажется, не может быть в жизни ничего больнее и горше. Так постепенно люди, умеющие только браниться, начинают говорить языком Шекспира и заново, неумело учатся чувствовать.