Интервью с Олегом Леушином в преддверии фестиваля:
Феерический шагаловский оптимизм Олега Леушина не смогли скрыть даже телефонные помехи. Что уж говорить о непосредственном общении!
Актер, режиссер, художественный руководитель…
В следующем году Олег Николаевич подхватит эстафету юбилейного фестиваля и отметит 25 лет работы в Московском «Театре на Юго-Западе».
На «Славянский базар в Витебске» впервые приехал в 2009 году как актер. Тогда этот московский коллектив был у нас в первый раз и представил спектакли в постановке Валерия Беляковича «Куклы» и «Мастер и Маргарита».
– Олег Николаевич, помните тот приезд в Витебске?
– До сих пор храню в памяти тогдашний фестивальный прием. Такой теплоты и искренности не забыть! И конечно, захотелось вернуться в чистый город и снова встретиться с полюбившейся публикой. «Театральных встреч» много не бывает, особенно в Витебске. И это по-настоящему здорово! Каждый наш приезд в Витебск – это частичка нас, наша душа и творчество.
– Многие годы Московский «Театр на Юго-Западе» возглавлял его основатель Валерий Романович Белякович. Коллектив заслуженно именовался самым репертуарным театром России и имел в своем багаже 32 спектакля. В 2011 году вы стали художественным руководителем коллектива. Титул по-прежнему за вами?
– С хорошей традицией не спорим. Сейчас в нашей афише уже более 40 спектаклей. Конечно, ставим их с разной периодичностью, но все они интересны современным зрителям. В апреле привезли Гран-при театрального фестиваля «Смоленский ковчег». Победу принес спектакль Стефана Брюллотта «Игра в Наполеона». Недавно вернулись с гастролей из Ярославля, часть наших актёров сейчас выступает в Архангельске.
– Чем в этом году порадуете витебскую фестивальную публику?
– В этом году мы привезём две премьеры. Это спектакли «№ 13» по пьесе Рэя Куни и «Портрет Дориана Грея» по роману Оскара Уайльда.
Спектакль «№ 13» поставил Валерий Белякович по пьесе, признанной в 1991 году в Англии комедией года. Им мы открыли нынешний 39-й театральный сезон. Обязательно приходите. Посмотрите. Будет интересно. Вряд ли актёры часто взлетают над сценой на батутах.
Спектакль «Портрет Дориана Грея» – по моему сценарию. Это сугубо театральный вариант прославленного произведения. Загадочный, динамичный, пластичный. На нём всегда битковые аншлаги, хотя стоимость билета внушительная для нашего театра. Все тонкости спектакля, конечно, рассказывать не буду. Но самое главное: Добро и Зло у нас передаются героями контрастных цветов. Белое – это я, Олег Леушин, и Черное – Фарид Тагиев.
Многие из актёров, которые приедут на фестиваль, буквально, породнились с фестивальным Витебском. Зрители увидят блестящие работы Михаила Грищенко, Сергея Бородинова, Алины Ивановой, Дениса Нагретдинова, Любови Ярлыковой, Антона Белова и многих других.
– А представлять спектакль в Витебске выйдете в тельняшке?
– Вряд ли. На юбилейном фестивале и при должности… Хотя всё может быть. Тельняшка с легкой руки Валерия Беляковича давно стала символом нашего театра. Появилась она во время постановки, которая и сейчас в нашем репертуаре. Называется музыкально-танцевальное представление «Встреча с песней». В нём мы все в тельняшках, как популярная питерская группа «Митьки», да и вся наша жизнь, в которой за чёрной полосой обязательно будет белая.
– Олег Николаевич, как удаётся совмещать работу актера, режиссера и художественного руководителя? Ведь по сути каждая из этих ипостасей предполагает абсолютно разные душевные и профессиональные качества.
– Так нас учили. Если не мы, то кто? Я был октябрёнком, был пионером, комсомольцем и даже кандидатом в члены КПСС.
А если серьёзно, в такой «многожанровости» есть свои плюсы и минусы. Наверное, как художественному руководителю мне иногда не хватает диктата и жёсткости. Я очень хорошо понимаю актеров. И сегодня играю по 15-17 спектаклей каждый месяц. Но моя актёрская душа дает многое для понимания. А личный пример не расслабляет, все видят, как я работаю.
– Интуиция для вас – хороший помощник? Не зря ваша фамилия, если её написать на китайский манер «Ли-У-Шин», означает «человек, обладающий шестым чувством»…
– Творчество всегда предполагает работу не только головой. На рационализме далеко не уедешь. Вначале всегда импульс, толчок. Он ведёт вперёд. Это как большой взрыв, как образование нашей Вселенной.
– Витебск видел спектакль «Любовь и голуби» Владимира Гуркина в вашей постановке. Над чем работаете сейчас?
– Ставлю спектакль под названием «Дозвониться до дождя». Он по пьесе «Три цилиндра» испанского журналиста, писателя и историка Мигеля Миура Сантоса. Премьера запланирована на 30 июня. А в сентябре хотим сыграть его на открытие нового сезона.
– Ваш театр славится пластическим решением многих спектаклей. Вы, как режиссер, используете фехтовальную и танцевальную подготовку, полученную в детстве и юношестве?
– Конечно, могу. Но зачем? Каждый должен заниматься своим делом. Психофизику героев спектакля я обычно рассказываю постановщикам, и они наполняют действие зрелищными пластическими композициями. Плохо, если танец в спектакле просто танец. Он обязательно должен быть эмоциональным, сюжетным и обоснованным. Этим должны заниматься профессионалы.
– А как же гримеры? Одна из самых востребованных специальностей в театре. Вы же по-прежнему работаете без них…
– Наверное, мы исключение, которое не отменяет правило. Был у нас опыт. Какое-то время поработали со стажёрами. И представляете? У актёра всего пять минут до следующего выхода на сцену. Он должен быть загримирован как цыганка. Говорит об этом, садится в кресло и закрывает глаза. А когда открывает, видит в зеркале …типичную цыганскую наружность, только мужского пола. Или ещё…
Физиономия актера, который должен быть кот-бегемот, разрисована только милыми кошачьими усами. Как в театре юного зрителя со спектаклем про кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Похоже, гример расслышала только первое слово…
На этом наши эксперименты закончились. И мужчины, и женщины гримируются в нашем театре сами.
А уж в профессионализме Московского «Театра на Юго-Западе» фестивальный Витебск убеждается из года в год. Каждый из спектаклей, будь то «Сон в летнюю ночь», «Ревизор», «Дураки», «Баба Шанель», «Мастер и Маргарита», «Любовь и голуби», «Фотоаппараты» или же «Укрощение строптивой» – яркое свидетельство неповторимого шарма столичного российского театрального коллектива.
Елена Гринь