Тамары Клейман • газета "Квартирный ряд", №13(480), от 1 апреля 2004 года • 01.04.2004

Вячеслав Гришечкин: "Римскую кастрюлю приспособил для японской кухни"

Главная / Пресса / Сезон 27

С актером Вячеславом Гришечкиным мы беседовали на маленькой, но уютной кухне его однокомнатной квартирки. За окном густели сумерки, в окне крутился вентилятор, который хозяин собственноручно купил, установил и дергает за веревочку, чтобы дым от сигарет побыстрей выветривался из помещения, а на подоконнике зеленели выращенные им непонятные растения.

МОЙ КУМИР – АРКАДИЙ РАЙКИН

Квартирный ряд: Вячеслав, увлекаетесь цветами, или это хобби вашей половины?
Вячеслав ГРИШЕЧКИН: На самом деле, это не цветы. Вот это – лимон. В середине – хурма. А это – мандарин. Здесь еще висел плющ, огромный такой вьюн, заполнивший собой всю стену. Как-то к нам пришли друзья и сказали, что не очень хорошо, когда вьюн дома, и привели в подтверждение примеры. К тому времени он мне и самому изрядно надоел: пылится, и его надо протирать то и дело. Это и решило судьбу зеленого агрессора
Я его вынес из квартиры и повесил на стенку на лестничной площадке, где устроил этакий розарий. Так ведь сперли его оттуда. Правда, цветочки на площадке между этажами все-таки прижились. Мои активные действия не остались незамеченными, и мне теперь предлагают быть председателем кооператива. Но я отказываюсь.

К.Р.: И правильно делаете. Что, у вас другой работы мало, что ли? Но вы про свои цитрусовые в горшочках не досказали.
В.Г.: Как-то взял косточку от хурмы и ткнул ее в землю. Так же поступил с мандариновой и лимонной косточками и напрочь забыл про это. Через какое-то время три ростка проклюнулись. Я их выкопал и рассадил по горшкам. Видите, какое чудо получилось. Но если честно, то ковыряться в земле не люблю, не мое это дело.

К.Р.: Ваше дело лицедействовать, вы довольно популярный артист, играете в театре и в антрепризе, были постоянным участником большинства шоу Игоря Угольникова. Скажите, об артистической судьбе вы мечтали с детства или это дело случая?
В.Г.: Вы ждете, что начну рассказывать, каким я талантливым мальчиком был и как мечтал стать великим артистом? Ничего подобного не было.
Единственное, что обожал с детства, что действительно любил, так это слушать Райкина. До сих пор храню огромное количество виниловых пластинок и грамзаписей выступлений Аркадия Исааковича. Я включал проигрыватель и слушал эти пластинки, в результате чего его репертуар знал наизусть.
В пионерском лагере выступал с сольными программами и всегда включал в них интермедии и миниатюры Аркадия Райкина. Представляете, как это было смешно, когда 12-летний мальчик говорил: «Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах. Это естественно, я – холостяк».
Вот, пожалуй, и все, что было в детстве связано с лицедейством. Но я тогда сам что-то пытался режиссировать. Называлось это конкурс песни, но не просто кто кого перепоет или лучше исполнит, а нужно было сделать какой-то фотомонтаж или мелодекламацию подготовить, а то и экранизацию песни. Вот так начинался мой путь в искусство.

ТАНЦАМИ МЕНЯ НЕ ЗАПУГАТЬ

К.Р.: Честно говоря, мне и в голову не могло прийти, что вы поете, и была сильно удивлена, когда пригласили меня на музыкальную комедию для всей семьи «Энни», в которой вы играете.
В.Г.: Когда я только начал осваивать актерское мастерство, мой педагог Людмила Степановна Бочкарева как-то сказала мне: «Деточка, вам нужно переходить на музыкальную комедию». А я как-то спасовал и остался на актерском.
А то, что попал на музыкальную комедию «Энни», мне просто повезло, вытащил счастливый лотерейный билет. Продюсер этого проекта Игорь Савкин учился на параллельном курсе у Людмилы Касаткиной, мы друг друга очень хорошо знаем. И, когда мне предложили сыграть в этом спектакле-мюзикле одну из главных ролей – содержательницы детского приюта мадам Хеннеген, – не смог отказаться.

К.Р.: И вас не остановило, что мадам Хеннеген не только петь – еще и танцевать должна?
В.Г.: С танцами у меня всегда был напряг. И вот как-то пришел на антрепризный спектакль к моим друзьям по пьесе «Портрет для Лауры» с Любовью Полищук в главной роли. После спектакля зашел к ним за кулисы и сказал, что потрясен их работой и очень хотел бы поработать с ними, для меня это было бы очень интересно.
Через неделю мне звонит продюсер этого проекта и приглашает поучаствовать в спектакле. Пришел на репетицию, нужно было выучить танец. Я не верил, что смогу это осилить. Но потихоньку, потихоньку, и три года отпахал, а вернее, с удовольствием отработал, отъездил по России с этим спектаклем. И прекрасно себя чувствовал, и всегда ждал, когда будет антреприза. Это было в каком-то смысле и достижение цели – я освоил движение, меня перестали пугать танцы.

К.Р.: За 27 лет службы в Театре на Юго-Западе, насколько я понимаю, вы практически переиграли весь классический репертуар. Было где показать себя во всех ипостасях. А в кино случалось играть однотипные роли?
В.Г.: Да. К сожалению, в кино такое часто случается. Дальше так и пошло, только дурачков и предлагают играть. Снялся, скажем, в роли генерала, предлагают в следующем фильме надеть генеральские погоны. Вот у меня был период адвокатов и довольно успешный. А началось с того, что я сыграл адвоката в «Графине де Монсоро», этакая скользкая личность. Недавно в сериале опять был адвокатом.

К.Р.: В «Графине де Монсоро» вы так здорово сражались на шпагах… Ваше отношение к оружию?
В.Г.: Мой персонаж довольно успешно сражался с королевским шутом Шико, который был первым фехтовальщиком при дворе. И шпаги, конечно, дело хорошее. Но на самом деле я хороший стрелок.
Мой покойный дедушка Павел Васильевич Гришечкин замечательный был человек, так он меня с братом стрелять учил. Ну что, говорил, пацаны, пойдем копейку в воду пулять? Это значило, что мы идем на ярмарку в Лужниках. Он покупал нам пульки для стрельбы из пневматической винтовки в тире. Два раза в неделю ходили в тир обязательно, а уж по воскресеньям – это было железное правило. Так что я настоящий Ворошиловский стрелок.

РАССЧИТЫВАЛИ ВСЕ ДО МИЛЛИМЕТРА

К.Р.: Интересно, а в личной жизни вам удалось попасть в десятку ?
В.Г.: Да. Но не сразу, а лишь со второго захода. Со своей теперешней женой Анной я был знаком очень давно, еще до моего первого брака. Мы тогда работали в одном театре, но получилось так, что я женился на Маше, она до сих пор работает в театре дизайнером, а Аня вышла замуж за Олега. Главный режиссер Валерий Белякович предложил сыграть общую свадьбу. Мы расписывались в одном загсе, а потом вместе гуляли в ресторане «Олимпийский». Прошло 5 лет, и я понял, что жизнь не так проста, как кажется. Вот и все. Вот такая история. С Анной мы живем уже двенадцатый год. Она оставила своего Олега, а я свою Машу с дочуркой.

К.Р.: Вам бы теперь новую жилплощадь освоить – побольше да поближе к центру, как на это смотрите? Не все же в однокомнатной ютиться?
В.Г.: Боюсь, пока не осилим, хотя усилия прилагаем. Так вышло, что я отдал Ане свою машину, а перед этим сам заставил ее пойти на курсы, научил ее ездить на машине на свою голову. Я-то думал, что поедем в гости, я буду выпивать, а она – за руль. Ан, нет. Теперь наоборот.
Одной машины не хватает, потому что она много работает, ей нужно ездить на машине. Теперь буду себе новую «тачку» покупать – опять не до квартиры. Зато мы эту свою «однушку» шесть лет назад как следует отремонтировали, все под себя подогнали, делать же грандиозную перепланировку побоялись.
Но вот раздельный санузел все-таки превратили в объединенный, умудрились всунуть туда стиральную машину, и то она стоит чуть по диагонали, иначе никак не входила. Но все было вымерено буквально до миллиметра.
Пол покрыли модно – ламинатом. Кухню рассчитывали по компьютеру, она очень маленькая, шесть с половиной метров, но все вошло. Мы хотели даже холодильник вынести в коридор и поставить в нишу. Но я понял, что это нереально. В конце концов, все как-то упаковалось. Мойку перенесли, все поменяли. Получился этакий японский вариант: максимальное использование минимального пространства.

К.Р.: Зато навесные шкафы у вас вон какие большие да емкие получились.
В.Г.: Специально делали под потолок. Куда-то все девать надо. Проектировали все Аня и ее подруга Аня – это к вопросу, кто в доме хозяин. Я только возил, привозил. Ребята с работы помогали. Достаточно быстро, за лето все сделали.

К.Р.: Встроенной посудомоечной машиной тоже обзавелись?
В.Г.: Нет. Сами моем. Плитой почти не пользуемся. Готовим на ней яичницу, например. Или сало с перцем болгарским, с помидорами, с гренками из черного хлеба, тут надо обжаривать, без плиты не обойдешься. Но это летом. А так готовим, в основном, в духовке в любимой кастрюле.

К.Р.: А любимая кастрюля – это что такое?
В.Г.: Это специальная глиняная кастрюля, появившаяся у нас в доме лет десять назад. Мы тогда были на гастролях в Германии и работали в Русском доме в Берлине. Там познакомились с молодой парой – Мариной и Яном, она русская, а он наполовину немец, наполовину поляк. Они как-то очень нас полюбили и пригласили к себе домой. Угощали потрясающим мясом, которое буквально таяло во рту. Не удержались спросить, как они его приготовили, в горшочках или как-то еще? «Нет, это римская кастрюля», – ответили нам. Мне кастрюля жутко понравилась, и я решил купить такую же. «Не траться, – сказала Марина, – нам она не нужна, через неделю уезжаем во Францию».
Так я стал счастливым обладателем замечательной римской кастрюли. А вы знаете, в чем ее прикол? В том, что за час до готовки надо залить кастрюлю полностью водой, крышку тоже залить водой и на час оставить. Кастрюля гигроскопична, она впитывает в себя эту влагу, и через час туда кидается морковка, картошка, лук, мясо, специи, если, к примеру, делается овощное рагу. Накрываете крышкой. Никакого масла, воды, вообще ничего. И ставите в духовку на час-полтора. И все.
Приготовленный в ней гусь – это фантастика. Мясо рассыпается, кости отскакивают, все пропитывается. Такова гигроскопическая структура этой глины, она впитывает воду, а потом от температуры под давлением идет пар. В ней миллиарды капилляров. Это она с виду такая невзрачная, но она – моя гордость. А какую я в ней индейку готовлю...

30 КИЛОГРАММОВ СБРОСИЛ ЗА 2 ГОДА

К.Р.: По всему видно, поесть вы любите…
В.Г.: Как же без этого?! Хотя особых пристрастий к чему-либо у меня нет. Не так давно я весил 116 килограммов. Для меня это было запредельно. И я решил похудеть. И похудел за два года на 30 килограммов. Ни к каким специалистам я не обращался. Стал питаться приближенно к японской кухне.
Что это такое? Побольше овощей. Если это мясо, то, во-первых, в небольшом количестве и не жареное, хотя это может быть свинина, но очень постная. Японцы и обжаривают, но они обжаривают на специальных плитах и сковородках без масла, так называемых фондю, из которых, когда они ставятся на огонь, весь жир стекает.
В конце концов, пришел к такому сочетанию продуктов: мясо – овощи, рыба – овощи, рис без хлеба. Минус соль, сахар, масло и так далее. Побольше фруктов, овощей. И ешь ты ради бога на ночь от пуза. Кефир, йогурты – не выше одного процента жирности. И больше ничего не надо. Мед вместо сахара, но только не в горячий чай. Так я его все время ем. Потому как для меня сейчас, я уже говорил об этом, плита закрыта. Любая пища, приготовленная с маслом на плите, поджаренная – это уже деликатес.

К.Р.: И спортом никаким не надо заниматься?
В.Г.: Сейчас нет. Мне друзья подарили гантели, я попытался ими поработать, но понял, что это не для меня. Не занимаюсь спортом не по принципиальным соображениям, просто не легло. Проходили мы все это во младенчестве: и бег, и борьба, и самбо. Мне хватает спорта на работе, вполне достаточно нагрузки.

К.Р.: А домашние нагрузки у вас какие-то есть?
В.Г.: Да я все умею: вбить гвоздь, повесить картину, могу помыть посуду, заправить стиральную машину, вынести мусор, помыть кухню. В общем я – хозяйственный мужик. Ничто из перечисленного не считаю для себя унизительным. Так что в доме базара нет.

ЖЮЛЬЕН ВАМ ПОНРАВИТСЯ

К.Р.: Вячеслав, может быть, поделитесь с нами каким-нибудь интересным рецептом из вашего арсенала?
В.Г.: Не так давно на съемках у меня была встреча с замечательным человеком по имени Саша. Сейчас он водитель, а в свое время работал поваром в советском посольстве в одной из стран. Он как-то принес приготовленный им жюльен и угостил меня. Я обалдел. Поэтому рецепт списал и делаю эту прелесть на Новый год и на другие праздники.
Секретами приготовления могу поделиться. Для жюльена «Объеденье» нам понадобятся: грибы шампиньоны – 700 граммов, крабы высшего сорта – одна банка, масло сливочное – 100-150 граммов, мука обычная – 4 столовые ложки, молоко 3,5% – пол-литра, твердый сыр – 100 граммов, соль по вкусу.
Приготовление соуса: растопить 100 граммов масла, добавить муку, помешивая, довести до консистенции меда и жарить на среднем огне в течение 5-7 минут.
Поджаренное масло развести горячим молоком, градусов 60, взбить миксером до консистенции сметаны средней густоты. Грибы отварить, мелко порезать, обжарить на растительном масле. Соединить в отдельной посуде с нарезанными крабами, залить соусом, разложить в формы (можно использовать кокотницы, любые металлические и фаянсовые формочки, выдерживающие высокую температуру), посыпать натертым сыром, поставить в духовку и держать до появления корочки. Я, как правило, ставлю формочки с жюльеном в специальную сковородочку, в которую наливаю немного воды. После чего и отправляю в духовку. Блюдо получается обалденное.

Тамары Клейман • газета "Квартирный ряд", №13(480), от 1 апреля 2004 года • 01.04.2004