24 декабря Театр на Юго-Западе дал жизнь еще одному спектаклю. Традиция завершать год премьерой на этот раз была поддержана новой работой режиссера Максима Лакомкина «Книжный воришка».
Спектакль поставлен по произведениям известного австралийского писателя Маркуса Зусака. Пьесу для инсценировки написал сам постановщик Макс Ладо (Максим Лакомкин). Авторский материал режиссер огранил, как алмаз: не затрагивая основы, убрав множество мелочей в сюжете, он мастерски подстроил его под свои задачи и написал драму ясную, лаконичную и пронзительную. Можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что в театральном мире к произведениям Зусака не обращался еще никто, и этот уникальный опыт, несомненно, обогатил творчество режиссера и репертуар Театра на Юго-Западе.
Ласковое название «Книжный воришка» никого не должно обмануть. Да, воришка – это маленькая девчонка, которая не может жить без книг. Именно в них, кожаных, бумажных, непонятных, она находит выход-лазейку из мира взрослых, еще более непонятного и кругом страшного.
Детство главной героини спектакля – Лизель (Ольга Авилова) совпало с самым спорным и сложным историческим периодом в жизни Германии. Зарождающийся на немецких землях фашизм, уже отнял у ребенка близких. Девочку отдали в приемную семью в маленький городок Молькинг недалеко от большого Мюнхена.
Ее новые родители – папа Ганс (Сергей Бородинов) и мама Роза (Карина Дымонт) – люди небогатые, зарабатывающие каждый пфеннинг тяжким трудом, не скрывающие корыстных соображений (за приемное дите платят!), все же приняли девочку в свою семью, как родную, подарив ей бесценные моменты детства.
Самый лучший период в жизни человека: время познания мира, знакомства с людьми и разнообразием их характеров, взросление через поступки, примеры, игры для Лизель и ее сверстников был опален войной. Она отняла у детей многое, кроме одного – права быть любопытным, любознательным и видеть мир добрым, несмотря ни на что. Лизель не перестает радоваться каждой выученной букве, каждой украденной из костра аутодафе книжке, полученной на день рождения старой кукле, знакомству с соседским Руди (Вадим Соколов) и событию, которое покрыто необъяснимой и манящей тайной: «У меня в подвале прячется еврей!». Фашизм, война, еврейские погромы – это удел взрослых, которые вечно чего-то боятся и глупо ругаются на Руди за то, что он так сильно хочет быть похожим на чернокожего бегуна-олимпийца Джесси Оуэнса, что даже мажет лицо углем.
Запреты стали для этих детей нормой жизни и они уже не спрашивают, почему нельзя быть чернокожим, почему страшно быть евреем и ни в коем случае ни с кем не делиться такой притягательной тайной его укрытия в подвале.
Еврейский юноша Макс (Егор Кучкаров) появился на пороге дома семьи Хуберманов истощенный и напуганный. Он бежал от фашистов. Ганс не смог отказать в помощи сыну своего старинного друга, который во время первой мировой спас ему жизнь. Чем больше политика и война вторгаются в утлый домишко дружной семьи, тем сильнее раскачивают его ветра мировых потрясений. Живописность мизансцен, напоминающих знаменитые полотна, завораживает и заставляет задуматься над тем, почему под гуляющей во все стороны крышей над головой, так надежно и крепко обнявшись, сидят такие разные люди? На самом деле эти люди, самые обычные немецкие бюргеры, желают только одного – мирно работать, растить детей, курить самокрутки и по вечерам сидеть с друзьями за кружкой баварского пива. Они никогда не просили для себя ничего и больше всего на свете хотели бы покоя своему дому, который внезапно перестал быть для них крепостью.
Эта история преодоления самих себя, своих страхов и сомнений. Выбор быть честным, остаться человеком, даже в минуты, когда Он (Смерть) – (Андрей Санников) черным вороном кружит над тобой или провести жизнь в футляре тревог и паники встает перед каждым персонажем спектакля. Этот вопрос решили для себя Ганс и Роза Хуберман, когда взяли в дом Макса. На него ответил себе и сам Макс, когда понял, что просидеть всю жизнь в укрытии – позиция слабого. Лизель, сама не осознавая того, тоже сделала этот непростой выбор, записывая в дневник то, о чем нельзя говорить открыто. Она заложила крошечный кирпичик в фундамент памяти о своих приемных родителях, мимо которых не прошла Смерть.
Композиция спектакля также внятна, проста и обыденна, как жизнь его героев.
Молодой постановщик обладает удивительным качеством, которое он не раз проявил в своих работах на сцене Юго-Запада – говорить о глобальном не громко, но убедительно, не ярко, но доступно. Донести свои мысли, чувства и переживания до зрителя так, чтобы они отозвались в сердцах и проникли в души, умеет в наше время изысканных и изощренных подходов к режиссуре не каждый. Цельность, основательность и уверенная концептуальность подачи, свойственные работам Максима Лакомкина, в «Книжном воришке» обрели особую остроту. Ничто не смотрится в спектакле отдельно от героев, от темы, от характеров. Все, происходящее на сцене, находится в выверенном сочетании и тесно пригнано друг к другу: впечатляющая, достоверная актерская игра, точные по рисунку костюмы, говорящие об эпохе и персонажах многое, скромный, но очень складный и практичный реквизит-конструктор, современная музыка, которой «в десятку» нашлось место в рассказе о событиях давних лет.
Таких ли уж давних? Именно этот вопрос хочет задать автор спектакля зрителю и сам отвечает на него: «Этот материал показался мне очень актуальным. Мы пытаемся раскрыть тему победы над страхом. Наш центральный образ – семейный домик, носимый всеми ветрами. Да, в странных обстоятельствах, на странной почве, на странной планете, но люди хотят жить. На фоне всех больших и грозных событий и пластов современности люди все равно хотят жить! Наш спектакль стремится именно к этой истории, когда люди просто хотят жить, быть семьей, не следить за тенденциями, за революциями, не сражаться с драконами. Им просто хочется быть рядом со своими близкими».
Оригинал статьи можно прочитать здесь