«Маленьких трагедий» много не бывает» – подумала я перед премьерой в Театре на Юго-западе. Предполагая, что стоит ожидать много музыки, пластики, игры со сценическим пространством (которого в этом камерном театре немного, но с ним здесь регулярно творят чудеса).
Действительно, постановка Олега Анищенко не обманет ожидания поклонников этого театра, все «фирменные» ингредиенты и в нужных пропорциях присутствуют.
Зрителю с самого начала не оставляют шансов спрятаться – задействованы все органы чувств: басы буквально вдавливают тебя в кресло, сладковатый дым заполняет собой всё пространство. Бьет по глазам свет – то ледяной синий, то яркий красный, но такой же безжизненный. И в этом мертвом свете, дыму и ритме существуют персонажи чумного пира. Компания, сошедшая то ли с полотен Босха, то ли со страниц Брэдбери или Стругацких. Это очень похоже на американскую кинофантастику конца ХХ века – та же постапокалиптическая пустыня – в окружающем мире и в душах тех, кто зачем-то здесь уцелел.
И здесь появляется Пушкин. Точнее, его книга в руках Мэри (Алина Дмитриева), девушки, как водится, вида и ума нездешнего. Каждая из частей начинается и заканчивается с того, что Мэри зачитывает классический текст, и на сцене оживают пушкинские герои.
Вот Моцарт, влюблённый в жизнь, отчаянно цепляется за неё, выбивая на трубах-колоколах свой Реквием, а Сальери в слезах стучит в барабаны, выбирая между гением и злодейством. Вот запутались в любовных сетях Донна Анна с Доном Гуаном. Скупой рыцарь чахнет над златом, а Чума вместе с Председателем празднует наступление конца.
Наблюдают за этим всё те же люди-уроды (хорошая работа гримёра), параллельно разыгрывая свои трагедии и выбирая между добром и злом, между жизнью и смертью. Если с выбором последней кто-то затрудняется, на помощь приходит Чёрный – мрачная молчаливая фигура, от одного вида которой каждый раз невольно хочется спрятаться даже сидя в зале.
Ещё раз повторюсь, в спектакле очень много музыки и движения – и мне вообще кажется, что труппа ЮЗ легко и без боя «возьмёт» первое место в любом модном танцевальном шоу. «Маленькие трагедии 2k30» захватывают тебя сразу своим ритмом и экспрессией, которая бьет через край на сцене и передаётся немедленно в зал.
Другое дело, что лично для меня не везде и не всегда гладко происходил переход от одной сцены к другой, осталось ощущение, что Пушкин – отдельно, а вот эти вот все «марсианские хроники» – сами по себе. Возможно, это впечатления от первого прогона и в будущем (как это почти всегда бывает с хорошим живым театром) спектакль доберёт недостающее и эти нестыковки уйдут. О чем можно сказать сразу и с уверенностью – это актёрская работа. Начинать здесь перечислять яркие роли и запомнившиеся образы бессмысленно – это как переписать ещё раз програмку к спектаклю. И этот стиль «Юго-запада» – с зашкаливающими эмоциями, чувственностью, пластикой – он ощущается на сцене и в зале с первых минут.
Неизвестно, кто выживет в этом постапокалипсисе и нужно ли кого-то спасать. Зритель точно уйдёт впечатлённый и оглушённый. Спасибо хочется сказать не только за мысли, эмоции и зрелищность, но и за обращение к вечному – с Александром Сергеевичем никогда не бывает передозировки.
Оригинал статьи можно прочитать здесь