Меня часто спрашивают, с какого спектакля лучше начать знакомство с театром на Юго-Западе. Конечно, это постановка Валерия Беляковича «Мастер и Маргарита» по бессмертному роману Михаила Булгакова, которой весной следующего года исполнится 30 лет – и которая до сих пор собирает полный зал.
Можно долго перечислять компоненты этого спектакля – лаконичное оформление, из которого на сцене лишь листы железа, следование тексту романа с минимальными отступлениями, вдохновенные актерские работы, когда каждый, кто выходит на сцену, выкладывается не то что на сто, а на сто десять процентов – но главное, как мне представляется, это то, что создатель спектакля вложил в него огромную любовь к автору, книге, театру вообще. И эта любовь чувствуется до сих пор, на «Мастере и Маргарите» - и на сцене, и в зале – царит атмосфера, которой я не встречала ни на одном другом спектакле.
За те годы, которые спектакль идет в театре на Юго-Западе, актерский состав успел не раз поменяться, актеры переходили из одних ролей на другие, некоторые актеры играют несколько ролей сразу, и, к примеру, нынешняя Маргарита – Карина Дымонт – когда-то играла курьершу и Фриду, а нынешний Воланд – Олег Леушин – играл Коровьева, Каифу, Марка Крысобоя. Сейчас Мастер – Максим Лакомкин, Понтий Пилат – Сергей Бородинов (который также играет доктора Стравинского), Иван Бездомный – Максим Метельников, кот Бегемот – Антон Белов, Азазелло – Михаил Белякович (в другом составе Владимир Курцеба), Коровьев – Александр Шатохин, и даже сравнительно небольшие роли сверкают, как бриллианты – таковы, например, Степа Лиходеев в исполнении Дениса Нагретдинова и администратор Варенуха, которого играет сверхталантливый Андрей Санников.
Маргарита Карины Дымонт – вся страсть, огонь, стихия, Мастер Максима Лакомкина – изломанный гений, Воланд Олега Леушина – спокойная, уверенная в себе темная сила, Понтий Пилат Сергея Бородинова – власть, которая стала ловушкой для ее обладателя. Однажды Мастер написал роман – не выдумку, а то, что было на самом деле, и литераторы больше всего возненавидели его как раз за правду, которой нечего было противопоставить, кроме их бездарной и убогой лжи. Однажды Михаил Булгаков написал роман, ставший лучшей русской книгой XX века и одной из главных книг нашей литературы. Это больше, чем просто роман, и о спектакле Валерия Беляковича можно сказать, что это больше, чем просто спектакль.
Оригинал статьи можно прочитать здесь