Быть может Фридрих Дюрренматт в прошлой жизни был великим китайским мыслителем, потому что его пьесу «Ромул Великий» можно использовать как сборник цитат. Возможно, был старым мудрым драконом, который жил в незапамятные времена и своими желтыми глазами проницательно смотрел в будущее. Он знал, что падение Римской империи это трагедия момента, из хаоса возникнут новые миры, на смену римским цезарям придут новые властители и новые беды, и что маховик колеса истории будет безостановочно прокручиваться вновь и вновь, снова и снова. Всё будет повторяться только в других временах.
Фридрих Дюрренматт нестандартный автор – ни в его иронии, ни в сарказме нет осуждения и ядовитой злости, а только лишь усталое смирение философа. С помощью гротесковой формы скрытый смысл слов высвечивает трагическую сущность явлений почти мгновенно, освобождая от наносной шелухи истинную неприглядную природу реальности. Отношения в императорском дворце напоминают и дрязги в коммуналке между соседями, и знакомую бюрократическую систему управления государством, иерархическое подобострастие, утрированную театральность и многое другое. Богатый материал пьесы даёт актерам возможность проговаривать то, о чем мы больше думаем, чем нам разрешено произносить вслух. То, что действие происходит в Древнем Риме — это всего лишь необходимая условность, специфическая декорация. Чуть только меняется световое оформление, напоминая российский триколор, и этим сразу добавляется болезненной актуальности некоторым репликам.
Спектакль как оркестр, где каждый имеет свой тембр, свою окраску, свою партию, но все вместе исполняют единое произведение, создают гармоничное единство. Белила на лицах добавляют сходства с призраками – Рим ещё жив, но уже мертв.
Центральная фигура в спектакле – Ромул Великий, император Западной империи. Сыграть столь парадоксальный характер, всё время держать его на тонкой грани реализма, поднять его над временем, ювелирно играть с подтекстами, может только актер осознающий, близко стоящий к родственному мировоззренческому опыту, актёр масштабный.
Олег Леушин достоин золотого императорского венка. Его блистательный актёрский талант заслуживает восклицание “Ave Cezar” и римского салюта, характерного жеста в виде удара кулаком правой руки в сердце и наклона головы. Его Ромул, действительно, сердце спектакля и от него протягиваются яркие нити к остальным героям.
Трудно понять, кто есть римский император Ромул Великий, то ли блаженный, то ли закоренелый циник, слабак или мудрец. Его действия озадачивают, от него ждут решительных действий, его молят спасти Рим и империю, а он занят размышлениями весьма далёкими от накала страстей во внешнем мире. Германцы вот-вот войдут в Рим, а Великий Ромул не проявляет страха, принимает реальность не только без паники, а даже со своеобразным тонким юмором. Завтрак, ванна, любимые куры и подсчёт снесённых ими яиц.
Спасающийся в его дворце бегством от германцев император Зенон Исаврийский (Андрей Санников) недоумевает: «Мир охвачен пожаром, а вы позволяете себе острить. Гибнут тысячи людей, а вы валяете дурака. Причем тут корм для кур, когда надвигаются варвары?»
Комическое начало позволяет ожидать комедию. Но в тени гротеска прячутся не только комедийные фигуры, но и отчаянно трагедийные. Неимоверно хорош Денис Нагретдинов в роли римского патриция Эмилиана. Он появляется внезапно, в хламиде и черном капюшоне, закрывающем лицо. Эмилиан, изувеченный германцами жених Реи, дочери императора, советует ей патриотично взять нож и идти сражаться с ножом в руке. Отец, Ромул Великий, советует любить родину меньше, чем человека. Фабрикант штанов Цезарь Рупф (Денис Шалаев) уверенно заявляет, что штанам принадлежит будущее и только в штанах Рим сможет выстоять под напором германских орд. Пламенный Фарид Тагиев роскошно играет князя германцев Одоакра, а в дуэте с Леушиным они проходят по тонкой грани между трагедией и комиксом. В спектакле много сцен, которые заставляют сдерживать дыхание. Ксения Ефремова (Рея), Карина Дымонт (императрица Юлия), Артур Хачатрян (Теодорих), Андрей Кудзин (Марес), Максим Гигенин (Спурий Тит Мамма) – выразительные актёрские работы.
Комическое и остродраматическое, смешное и грустное, человеческие низость и величие, Дюрренматт написал пьесу в 1949, действие происходит во времена античности, а много ли изменилось с тех пор?
Оригинал статьи можно прочитать здесь