Это первая премьера после многомесячного перерыва, связанного с реконструкцией знаменитого «черного кабинета». Вдобавок после пьес Вен. Ерофеева и В. Гавела репертуар несколько лет пополнялся произведениями исключительно классиков – от Шекспира до Булгакова. И вот – «Щи» авангардного писателя Владимира Сорокина.
Действие происходит в недалеком будущем, когда наши дети и внуки будут уже взрослыми, в новом объединенном государстве Евразия. Планета во власти «зеленых». Все живое (кроме человека) занесено в Красную книгу. И если в юности один из героев угодил в тюрьму за то, что трахнул (в спектакле более крепкое словечко, но об этом чуть позже) по башке пикетчика древком его же плаката, то теперь четыре года дают «за убийство курицы», а за тайно выращенную в ванной корову (говядина!) – ставят к стенке.
Даже «Гаргантюа» и «Записки охотника» - запрещенные книги. Сама речь граждан под строгим контролем – упаси Боже употребить «экологически нечистое» выражение.
Ясно, что автор отнюдь не против защиты природы. Но там, где человек перестает быть мерой всех вещей, где самые благородные идеи доведены до слепого мертвящего абсолюта, там мир превращается в тюрьму. «Щи» - это спектакль-предостережение.
Герои пьесы, противостоящие стерильному обществу запретов – подпольные чревоугодники со своей кулинарной иерархией от посудомойки до повара в законе. Особая грусть в том, что в исковерканном мире и эти, поначалу такие симпатичные «благородные разбойники», в финале оказываются циничными бандитами, обычными хищниками.
Гастрономические изыски как образный ключ к драматургическому конфликту дают возможность выстроить череду увлекательных сцен, остроумных диалогов. Авантюрный сюжет не отпускает зрителя ни на минуту.
Существенной особенностью спектакля стала ненормативная лексика. Удивительно дело, то, что всякий день так режет слух на улице, - на подмостках звучит неотъемлемой частью произведения. Языковую стихию, безудержную у драматурга, на сцене сумели облегчить и так подчинить общему творческому замыслу, что, кажется, замени все эти матюки эвфемизмами, и тут же полезет фальшь из каждой фразы.
Этот веселый и мрачный спектакль, в котором нет положительных героев, заканчивается все же светло и поэтично. В эпилоге – на сцене ямщики, везущие в Питер всевозможные яства. Простодушные и грубоватые, предки героев пьесы и наши предки рискуют замерзнуть в лютый мороз, но ими движет внутреннее благородство, верность слову и лихой азарт.
Есть на что оглянуться. Через все беды и несчастья человек обязан выполнить свой долг и пробиться к лучшему, «век говядины не есть».