В далеком 1979 году начинающий режиссер Валерий Романович Белякович перенес на подмостки молодого Театра на Юго-Западе свою дипломную работу «Старые грехи» по ранним рассказам Антона Чехова. Тогда роли в спектакле исполнял звездный состав Юго-Запада, те, кого впоследствии стали называть основателями сцены. К 45-летнему юбилею театр восстанавливает исторически-значимые работы Валерия Беляковича. В репертуар уже успешно вернулись «На дне» и «Женитьба». «Старые грехи» – последняя из запланированных юбилейных постановок, которую воплотил на сцене в своем концептуальном видении художественный руководитель театра з.а. РФ Олег Леушин.
Незадолго до премьеры постановщик признался в интервью, что в одной из первых версий спектакля, которая связывала рассказы воспоминаниями и письмами писателя, ему довелось сыграть молодого Антошу Чехонте: «Сначала я хотел сделать все, как было у Валерия Романовича: Чехов как звено, связующее его рассказы. Потом я думал-думал и решил вообще убрать писателя, как персонаж. Дело в том, что когда я молодой выходил на сцену в роли Антона Чехова и долго что-то там говорил, у меня было впечатление, что людям в зале слушать скучно и все только и ждут, когда я заткнусь, и выйдут настоящие артисты». Новый-старый спектакль по задумке режиссера «прошит» замечательными русскими песнями, в которых печаль всегда соседствует с юмором и удалью, как и в рассказах писателя.
Петь вживую на сцене, да еще многоголосием а капелла – это особое искусство. Олег Леушин говорит, что давно мечтал, чтобы его артисты запели на сцене сами, хором, без всяческих фонограмм. Маленький зал наполняется бескрайностью русских просторов и души уже с первых минут спектакля, с первой песни. И что, как не «всегда немного грустные и глаза, и песни русские» может так органично сливаться с тончайшей по переплетению чувств чеховской прозой? О том, что многие артисты Юго-Запада очень неплохо поют соло, его поклонникам, посещающим не только спектакли, но и различные праздничные и памятные мероприятия, известно давно. Оказалось, что и хоровое исполнение (хормейстер Нонна Чхетиани) им подвластно в полной мере. Максим Гигенин, обладающий чудесным тенором, стал солистом и единственным представителем нового поколения театра, в группе «золотого фонда» Юго-Запада, на которую поставлен спектакль.
Рассказы Антона Павловича взяты из прошлого спектакля, как и идея старых грехов – вечных спутников человечества. Небольшие, краткие, согласно завету Чехова «краткость — сестра таланта», они поставлены в традициях театра ярко, энергично, с шутовщинкой, без лишних отягощающих декораций (на сцене только стол и стул!), в смысловых костюмах, на которые тут никогда не жалеют ни денег, ни сил (художник по костюмам з.а. РФ Ольга Иванова). В необычайной цветистости женских нарядов, похожих на традиционные одежды южных славянок, заложено много всего: от энергетической поддержки спектакля, до балаганного начала самого театра, от комедии дель арте до подвижного буйства красок, как в танцах ансамбля имени Игоря Моисеева.
И все же главное сокровище спектакля и театра – актеры, абсолютно штучные таланты, бережно собранные в труппу еще самим Мастером. В новой версии постановки режиссер отдал им на откуп импровизацию, которую особенно ценят в Театре на Юго-Западе. И они развернулись вовсю, выудив из бессмертной прозы великого писателя его основную суть: жалость ко всем на свете, понимание и приятие всех, со всеми грехами – старыми, вечными и приходящими новыми. Как бывает смешон и в то же время жалок человек, одержимый жадностью, глупостью, бездарностью, пессимизмом, высокомерием, шовинизмом с извечной «юго-западной» преувеличенностью эмоций и тонким пониманием трагедийного начала рассказывают на сцене нынешние столпы и хранители традиций театра: Михаил Белякович, племянник Валерия Романовича и продолжатель династии, ювелирно-талантливый з.а. РФ Сергей Бородинов, мощные и уверенные мастера, два Дениса – Нагретдинов и Шалаев, неповторимый, потому что его переиграть невозможно – Андрей Санников, эксцентричные и изощренные в лицедейском искусстве, два Антона – Багиров и Белов, юный Максим Гигенин, и, наконец, непревзойденные красавицы, грации, талантища Юго-Запада – Татьяна Городецкая, Елена Шестовская и з.а. РФ Карина Дымонт.
«Театральная композиция по ранним рассказам А.П. Чехова в одном действии», как написано в ретро-программке спектакля только входит в его современный репертуар, только набирает своего зрителя, но уже несет в себе четкую позицию театра, созданного, как дом-семья для актеров и зрителей. А кто, как не семья, может осмеять наши грехи, ласково пожурить и тепло пригреть-пожалеть, так, чтобы в этот дом всегда хотелось вернуться?
Оригинал статьи можно прочитать здесь