Свой двадцатый сезон театр «На Юго-Западе» откроет премьерой пьесы М.Горького «На дне». Когда Валерий Белякович еще только задумывался над этой постановкой, он объяснил свой выбор: это самый подходящий материал для театра, вот уже два десятилетия живущего «на дне».
Хрестоматийная пьеса Горького осмыслена театром как будто вне каких бы то ни было исторических параллелей и прямых аллюзий. Ночлежка – это своего рода метафора нашего бытия, в котором все, еще недавно раздельное, смешалось в неделимое, в котором самое бытие, разведенное еще так недавно из коммуналок по отдельным клеткам, воссоединилось в некую гигантскую коммуналку, и снова, как было уже не раз, вся жизнь проходит на виду. Общая для всех. По-своему горькая для всех. Привычная для всех. И здесь, в тесном пространстве, заставленном нарами, затянутом голубой дымкой, где мертвые остаются среди живых, из скудного бытия, насквозь пронизанного цитатами и заемностями, рождается медленно и мучительно речь, способная выразить свое и про себя.
Вот что стало особенно важным, близким для меня: не обличение, не утешительство, не проповедь веры или безверия. Эти темы, расписанные нами в школьных сочинениях, словно непрочный слой лака, слетели в спектакле Валерия Беляковича сами собой.
Все начинается любимым стихотворением Актера, которое потом он будет мучительно вспоминать, пытаясь удержать в расслабленной пьянством памяти то, что было дорого. Виктор Авилов, блистательно играющий эту роль, провозгласит нам славу тому безумцу, «который навеет человечеству сон золотой», и, широко улыбнувшись, склонится в ожидании аплодисментов. Так мгновенно возникает в спектакле дорогая режиссеру тема театра как вечной муки и упоительного счастья человеческой жизни. Она продолжится и заставит по меньшей мере половину зала залиться слезами в монологе Актера о своем прошлом, наполненном аплодисментами, прекрасными стихами, сценами, обрывки из которых ничто уже не вытеснит из памяти вплоть до того страшного финального момента, когда Виктор Авилов выйдет из темноты и сам объявит Сатину о том, что Актер удавился на пустыре. Объявит просто, обыденно, словно понимая, насколько некстати это случилось – в самый момент обретения собственного голоса, способности к самовыражению. Может быть, именно потому и нет ему здесь больше места, ему, прожившему цитатную жизнь?
Много пластов этой, казалось бы, до глубин изученной пьесы поднимает театр, не только обогащая их нынешним нашим опытом, но и вскрывая новое. Так непривычен Лука, сыгранный Сергеем Беляковичем без малейшего умиления, без традиционно свойственной этому персонажу лукавой интонации. Этот Лука таинствен, загадочен, уверен в своей силе не только духовной, но и физической.
Давно уже признано, что «На дне» - материал актерский, в котором неожиданно могут раскрыться самые известные исполнители. Спектакль Валерия Беляковича подтвердил это: мастерские работы Валерия Афанасьева (Сатин), Вячеслава Гришечкина (Барон), Алексея Ванина (Клещ), Виктора Борисова (Бубнов), Александра Наумова (Васька Пепел) открывают в любимых актерах черты новые, интересные, во многом неожиданные. Но есть здесь и открытие: как и многие, воспринимая театр Беляковича «мужским», я не часто видела на этой сцене силу женской части труппы. В новой работе удивительно сильно сыграли Наталья Сивилькаева (Василиса), Галина Галкина (Настя), Ирина Бочоришвили (Анна).
Они вышли к нам из какой-то голубоватой бездны в белых одежках – ночлежники, философы, пьяницы, мыслители, ненавидящие друг друга и привязанные друг к другу. Они мучительно и медленно катались по нарам, видя свои тревожные, горькие сны, в которых их не переставали мучить думы о деньгах, о работе, о прошлом, о любви, об остатках человеческого. Они пытались сами выстроить свое будущее вопреки нынешнему (замечательный пантомимический эпизод венчания Наташи – Тамара Кудряшова и Васьки Пепла). Они мучительно и медленно проходили на наших глазах от чужих слов к собственным, пусть корявым и найденным с таким трудом. Но мысль о том, что «человек – это звучит гордо», облеклась словом на наших глазах. И снова в который уже раз подтвердилось откровение Луки: «Во что веришь – то и есть».