После этого спектакля вам будет всё равно, какая за окном погода, пусть даже такая промозглая и унылая как сейчас, в октябре. Потому что солнца, тепла и света хватит надолго и на всех. Возможно, вам также срочно захочется есть, пить вино, немедленно вечерним рейсом вылететь в Грузию или (если билетов не будет) просто – танцевать. И главное, захочется сразу обнять своих близких, любимых, сказать им то, что вечно откладываешь на потом. И ещё вспомнить тех, кого уже нет.
Этот удивительный эффект от прозы Нодара Думбадзе в моноспектакле, поставленном и сыгранном Георгием Иобадзе никуда не исчезает. Быть может, даже усиливается. Потому что оживают не только персонажи книги, оживают все голоса, звуки, мелодии. В каждом движении, жесте, интонации – точное попадание в любой из образов и в текст в целом. Это при том, что на сцене нет никаких декораций, а из реквизита – разве что папаха, превращающаяся периодически в верного пса Мураду.
Георгий рассказывает, что впервые познакомился с романом в театральном институте, выбрав отрывок из него для экзамена по сценической речи.
- Меня очень долго держал этот материал, в нем столько света и искренности, хотелось показать его людям, познакомить с Думбадзе. Я ко многим режиссерам подходил с идеей спектакля, но всё как-то не складывалось. Татьяна Васильевна Доронина сказала, что это должен ставить только грузин, другому просто не справиться с этим колоритом.
И вот спустя 10 лет грузинский режиссёр, наконец, нашёлся. Буквально за месяц режиссёр Иобадзе сделал «Я, бабушку, Илико и Иллариона» вместе с хореографом Иобадзе и актёром Иобадзе. И сложно определить, кто из них теперь больше «виноват» в неизменно полных залах и аншлагах.
Моноспектакль, с одной стороны, огромная актёрская удача – за короткое время можно показать всё, на что ты способен, сыграть сразу множество ролей, завладев при этом в одном лице вниманием публики. Но это всегда – серьёзный вызов. Здесь не спрячешься за партнёров, не сделаешь перерыв, чтобы за сценой перевести дух, да и вообще, любая фальшь очевиднее. Иобадзе с этим справляется легко. Он пластичен, органичен и не ограничен какими-либо жанровыми или актерскими рамками. И действительно, сразу чувствуется, как ему самому дорог этот материал.
Единственный минус спектакля – его продолжительность. Тот редкий случай, когда хочется не меньше, а больше. Вбежав с третьим звонком в зал из вечной московской суеты, с ворохом проблем и мрачных мыслей в голове, уже через несколько минут обо всём забываешь. В этой маленькой грузинской деревеньке никто никуда не спешит, здесь вообще время течёт по другим законам. Здесь шутят, любят, дружат, поют, плачут и снова смеются.
Хочется задержаться надолго. Взрослеть вместе с Зурико. Попадать с ним, Илико и Илларионом в очередную невероятно смешную историю. А после – прятаться от разгневанной бабушки (и каждый в зале, конечно же, прячется от своей). Влюбляться, прощаться с теми, кого любишь и смотреть в небо. «Я, бабушка, Илико и Илларион» – спектакль, на котором смеёшься и плачешь, порой одновременно. Но это те слёзы и грусть, когда не больно, а светло.
Мне кажется, нам всем нужен Думбадзе. И не только осенью. Потому что совершенство – в простых вещах, потому что доброта и искренность, вопреки всему, каким-то удивительным образом никуда не исчезают из нашего сумасшедшего мира. Просто сходите на спектакль Георгия Иобадзе и убедитесь в этом сами.
Оригинал статьи можно прочитать здесь