«Самое тяжелое признание себе – признание таланта»
12 февраля СПЕЦКОРовцы погрузились в сложный внутренний мир творческого человека, присутствуя на пресс-показе спектакля «Я» в Театре на Юго-Западе.
Новая постановка Максима Лакомкина по пьесе Антона Маркова «Я» - это история о Художнике, обладающем выдающимися творческими способностями, но отказывающемся творить. Герой словно сошел со страниц романов Ф. М. Достоевского: он живет жизнью, «полной лишений», на загнивающем чердаке, где в углу вечно скребется крыса, за окном зима, а любимое время года творца – «теплая кровать». Герой губит искусство и самого себя страхами и неуверенностью в собственном таланте.
Даже когда его посещает Муза, он не может ее принять: Художник просто не узнает ее, называя «мамой» или же вовсе «бабушкой». Созидательная энергия героя настолько велика, что его альтер-эго буквально материализуется в отдельную личность, называя себя Он. Определений того, что представляет собой этот персонаж – множество. Это все самое мощное, темное, искушающее и даже демоническое в Художнике. Тема творчества и признания себя является основной, но не единственной. Постановка невероятно многослойна: Творец и Он рассуждают о жизни и смерти, о течении времени и существовании Создателя – даже звонят ему. Одной короткой фразой актеры поднимают глубочайшие философские темы, ставят перед зрителями вопросы, оставляя их без ответа:
«Каждый художник, ведь в голове написано много картин»;
«Творец живет в каждом из нас»;
«Быдло – форма трусости. Все, что Творец не дописал, становится быдлом»;
«Вся жизнь проходит мимо, ты не укладываешься в рамки смысла…Человек понимает все лишь за мгновение до смерти».
В финале постановки происходит «битва» за Вдохновение главного героя и альтер-эго художника, завершающаяся выстрелом.
На протяжении двух часов публика погружена в «трансовое» состояние. Границы между реальностью и постановкой абсолютно стираются: например, четвертый действующий герой спектакля появляется из зрительного зала, почти все действие находится среди публики, но продолжает играть роль. Зрители полностью вовлечены в действие, словно смотрят не театральную постановку, а собственный сон или видение. Четвертая стена полностью сломлена: это уже не спектакль - это жизнь.
Созданию эффекта «сближения» способствует и пространство, выбранное для постановки – камерная сцена Арт-кафе. Режиссеру удалось обеспечить все необходимое для действия спектакля, используя минимум реквизита: висящая на длинном шнуре лампочка превращается то в телефонную трубку, то в микрофон, а то и в веревку, на которой, можно повеситься. Световое и музыкальное сопровождение дополняют каждое действие актеров, создают целостную картину и неповторимую атмосферу постановки.
Желаете погрузиться в чертоги собственного разума? Увидеть «новый» и современный театр? Тогда спектакль «Я» в Театре на Юго-Западе для Вас!
Оригинал статьи можно прочитать здесь