Книга Валерия Беляковича "Театр на Юго-Западе. Триумфальная история", продолжив традицию роскошных альбомов, издаваемых Театром на Юго-Западе к своим юбилеям, встанет на полки библиотек яркой летописью театра, написанной его создателем.
Театр на Юго-Западе - особое место Москвы. Здесь своя энергетика, своя театральная эстетика и свои законы актерской игры, созданные Валерием Беляковичем и вдохновляющие зрителя с середины 70-х годов. Стоит прийти сюда лишь однажды, чтобы навеки стать фанатом этой сцены, этих лиц, этого репертуара, объявшего всю мировую драматургию. Сам создатель театра - человек редкостной харизмы и невероятного магнетизма. Какая удача, что он впустил нас в свою "мастерскую" и в свою жизнь, рассказав о себе, своих конях и своем театре, начиная с самого начала.
Вот деревенский домик бабушки и дедушки под Рязанью, где будущий режиссер прожил свои первые семь лет. Вот мама и папа, вот два пацана в белорусских рубахах - Валерий и его младший брат Сергей. Красавцы. А вот они уже на службе в армии. Вот Театр Юных Москвичей и первый педагог Евгения Васильевна Галкина. А вот Валерий уже сам в роли отца семейства, рядом со своей женой Валей и сыном Ромой, названным в честь деда.
... Рассказывая об учителях, рядом с которыми посчастливилось оказаться, В.Б. выстраивает повесть о себе самом. Вот Геннадий Иванович Юденич, на скандальные спектакли которого в 70-х ломилась вся Москва и в постановках которого Белякович-актер постигал законы сценической энергетики. Вот Андрей Александрович Гончаров, открывший ему принципы "русского психологического театра эпического размаха". И самый главный учитель Борис Иванович Равенских: "Он был мне отцом по жизни". И любимый педагог актерского мастерства в ГИТИСе - Ирина Ильинична Судакова.
А вот и начало своего собственного театра в 1974 году в Востряково, в подсобной комнате на чердаке в библиотеке. Из него, как из желудя, вырос знаменитый Театр на Юго-Западе. Это было время взлета студийного движения - удивительного антизастойного явления, которое представляли своими студиями Табаков, Спесивцев, Кургинян, Щепенко и др. Перед нами - целый контекст времени и театральной истории, который В.Б. рисует ярко и страстно. "Нас полюбили. Мы стали неотъемлемой частью московского Юго-Запада и отдельной строчкой в конце сводной театральной афиши Москвы".
О Театре на Юго-Западе написано огромное количество статей. Нам же сейчас интересно, что о себе, о своей труппе, о своих спектаклях и своей режиссуре сам В.Б. А его рассказ естественно перетекает в повествование о тех, кто строил театр вместе с ним. Теперь это уже маститые авторитеты Юго-Запада, ставшие звездами на нашем театральном небосклоне и выпестованные им. Беляковичем. Вся книга, в общем-то, посвящена им. И спектаклям, поставленным с ними. Перед нами - их роли, их судьбы, их семьи, их дети. Здесь уже целых три поколения юго-западных актеров.
В этой большой, неторопливой книге с любовью рассказывается и о других театрах, где Белякович ставил свои спектакли - в Белгороде, Пензе, Нижнем Новгороде, МХАТе им. М. Горького, Японии, Корее, Америке. И, конечно, о бесконечных и триумфальных гастролях Юго-Запада по всему миру.
Меж тем Юго-Запад стал авторитетнейшим театром Москвы и самым репертуарным театром страны, афише которого позавидует любой академический коллектив. Театр авторский, все постановки принадлежат руке одного человека. Местному хиту "Мастер и Маргарита", где Белякович играет Воланда, исполнилось уже 20 лет. Роли самого В.Б. в собственных спектаклях - отдельная тема для исследователей его творчества, а здесь, в книге обзор - от первых юношеских - до зрелых, в которых этот уникальный актер предстает в полном блеске своего мастерства.
Отдельная тема книги - "Судьбой дарованные встречи". Знаменитые актеры, режиссеры, художники. писатели, деятели культуры, политики и другие друзья театра - никто не забыт. Критикам, участвовавшим в судьбе Юго-Запада, также посвящен особый раздел. Да, никто не забыт, всех помнят и ценят в этом театре. И лучшие критические статьи о нем можно прочесть тут же.
А вот панорама знаменитой авторской выставки Беляковича в Доме Актера - самой грандиозной за всю историю, где В.Б., к собственному 60-летнему юбилею представил все свои спектакли в собственных эскизах и сценографии: "Пространство спектакля. Костюмы. Сценография. Режиссура". Да, мы помним, как перед нами на этой выставке предстала вся его жизнь. Это было настоящим событием Москвы.
А еще книга пронизана "диалогами с самим собой":
- Скажи, а не много ли ты на себя берешь, ставя спектакли? Ты и текст перерабатываешь, и репетируешь с актерами, ты и сценограф, и хореограф, да еще и костюмы и музыкальное оформление на себя взвалил. Не много ли?
- Я не знаю, я так привык. Я с самого начала, с первого спектакля как зарядился на все, так и тащу все на себе. Тяжеловато, конечно, но только тогда я могу за все ответить. Вообще, режиссер по свое профессии - мультиинструменталист. Он должен МОЧЬ все, что касается театрального процесса, да и самого театра. В первые сезонов двадцать пять мне на Юго-Западе, кроме всего прочего, приходилось быть еще и художником-оформителем и дизайнером во всем - начиная с внешнего вида театра и заканчивая оформлением нашего подвального кафе с ритуальными масками...
И тут же в его "опытах практической режиссуры" можно найти даже партитуры музыкального оформления своих спектаклей. Режиссерская "кухня" открыта для всех.
А вот он, профессор РАТИ, со своими студентами, которые пополнят потом труппу Юго-Запада.
"Я три с половиной десятилетия был хозяином "Юго-Запада" - и по праву создателя, и официально, и по воле коллектива. А в театре и должна быть "добровольная диктатура". Лучшей формы управления еще не придумали. С обязательным условием личного примера работоспособности, а это уже напрямую относится к вопросу о практической режиссуре: я всегда работал, что называется, от зари до зари, нередко ночами, я вообще не замечал дней недели, я ставил и ставил спектакли как заведенный... За одно лето, к примеру, мог поставить шесть спектаклей и не заметить этого.
У меня распалась личная жизнь: театр сожрал все, - но я никогда не сомневался в избранной профессии, не смотря ни на что, я был счастлив. Я всего один раз, быть может, сделал неверный стратегический ход своей жизни - официально ушел из "Юго-Запада" в Театр Станиславского. Ушел на "большую сцену", когда понял, что многолетние планы строительства нового здания "Юго-Запада" рухнули окончательно... Но я ошибся: "большой" сцена бывает не по размеру, а по уровню спектаклей... Ну, а кроме того, я хотел объединить два театра в единый супертеатр с двумя площадками. Не получилось... И потом я привык, что меня везде все ждут и любят... Оказалось, что не все и не везде, и мне так трудно стало приходить в театр, который никак не хотел становиться моим домом... Как говорил один из сыгранных мною персонажей, "иногда человек должен сделать большой крюк в сторону, чтобы верным и кратчайшим путем прийти к своей цели..."
Под конец, как и положено в солидной монографии - полный список всех поставленных Беляковичем спектаклей, начиная с 1976 года, а также перечень сыгранных им ролей. Всякий скажет, что и того и другого хватило бы на несколько человеческих жизней.