Рита Долматова • Газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ интернет-версия, 8 мая 2019 года • 08.05.2019

Люди гибнут за металл!

Главная / Пресса / Сезон 42

В Театре на Юго-Западе премьера – Олег Анищенко поставил «Зойкину квартиру» Булгакова.

Михаил Булгаков – любимый автор Театра на Юго-Западе, его здесь «перечитывают» с завидной регулярностью. Этот сезон открылся постановкой Олега Леушина «Кабала святош» по пьесе великого писателя, а завершается «Зойкиной квартирой» в интерпретации Олега Анищенко.

«Пьеса попалась мне случайно. И вдруг оказалось, что она невероятно актуальна. Её герои среди нас – это их голосами говорят сегодня пустые, никчемные фейсбучные персонажи, грезящие о лучшей доле, мечтающие уехать из «Рашки» в поисках счастья, забывающие о том, что хорошо там, где нас нет, – рассказывает автор спектакля Олег Анищенко, – но это только одна из тем.

Центральной становится история любви главной героини. Русская женщина Зоя несёт на себе всю тяжесть жизни и готова ради любимого на любые жертвы». Спектакль попеременно будут играть два актёрских состава. В одном, в роли Зои Пельц, занята заслуженная артистка РФ Карина Дымонт, в другом – Любовь Воропаева. Пластичная, чувственная, сотканная из света и тени (кстати, в спектакле искусно использован мотив китайского Театра теней!) Зоя в исполнении Любови Воропаевой вызывает восхищение и симпатию зрителей, ею не устаёшь любоваться, ей искренне сочувствуешь.

Предельное напряжение, в котором живёт героиня Воропаевой, передаётся через какофонию звуков, обнаруживается в рваном ритме танца, в резких жестах и болезненной мимике. В спектакле нет ничего случайного. От манекенов с их мёртвой статикой до веретена судьбы в сцене стирки в прачечной – всё служит раскрытию главного месседжа: цель не оправдывает средства, а измена важнейшим моральным принципам ведёт к разрушению и гибели. Олег Анищенко усилил финал пьесы, прибегнув к очистительному огню (сквозному мотиву булгаковской прозы. – Ред.) и заставил Зойкину квартиру и её обитателей исчезнуть в пламени.

Булгаков определил жанр своей пьесы как трагический фарс, Олег Анищенко назвал свою постановку «почти комедией», сделав финал безысходным. Сжигающая душу страсть обогащения испепелила героев.

В своем спектакле Олег Анищенко играет две роли: китайца Газолина и Бориса Семеновича Гусь-Ремонтного. В планах у Олега Николаевича – поставить на сцене родного театра шекспировского «Короля Лира», «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и мелодраму. Этот жанр сегодня в афише Театра на Юго-Западе, по мнению режиссера, не представлен должным образом.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Рита Долматова • Газета НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ интернет-версия, 8 мая 2019 года • 08.05.2019